Видео о музее

Новый фильм о Ярославском художественном музее «Я – МУЗЕЙ». Студия «Гекко» (Москва), 2016

Режиссер – Илья Иванов
Продюсеры – Антон Полевода, Глеб Давыдов
Съемочная группа:
Оператор – Вера Воробьева
Аэросъемка – Монти Триббиани
Интервальная съемка – Илья Иванов
Ассистент оператора – Андрей Чалов
CG-контент – Мария Чемизова, Lightproduction, Илья Иванов
Консультанты:
Алла Хатюхина, Марина Полывяная, Ольга Волкова
Текст читает Виталий Чуваев
Музыка – Two Siberians

Фильм "Александр Михайлович Опекушин"

В фильме «Александр Михайлович Опекушин» показан творческий путь нашего земляка, великого русского скульптора, который своим упорством и трудолюбием добился звания академика, хотя и родился крепостным в простой крестьянской семье. Монументы А.М. Опекушина, посвящённые выдающимся личностям, до сих пор украшают площади многих российских городов.

В селе Рыбницы Некрасовского района Ярославской области находится филиал Ярославского художественного музея – Дом-музей А.М. Опекушина.

Автор: Марина Смарагдова
Оператор: Алексей Карашев
Режиссер монтажа: Антон Эхов
Звукорежиссер: Федер Лихачев
Текст читает Константин Силаков
Редактор-консультант: Ольга Давыдова
Куратор проекта: Иннеса Жохова
В фильме прозвучала музыка Петра Чайковского, Фредерика Шопена, Дмитрия Бортнянского, Василия Пашкевича в исполнении камерного ансамбля "Барокко".

Альбом "Иконы Семена Спиридонова Холмогорца"

В 2013 году проект Ярославского художественного музея по публикации икон Семёна Спиридонова Холмогорца стал победителем конкурса программы «Первая публикация» Благотворительного фонда В. Потанина. В 2016 году было осуществлено издание альбома «Иконы Семёна Спиридонова Холмогорца из собрания Ярославского художественного».

В Ярославском художественном музее хранится пять икон выдающегося иконописца XVII века Семена Спиридонова Холмогорца (1642–1695). Именно Ярославль сохранил его живописное наследие. Публикация икон Семена Спиридонова с подробным воспроизведением каждого клейма, пояснением сюжета и расшифровкой надписи – давно назревшая необходимость, как для профессионального музейного сообщества, так и для современных художников-иконописцев, а также всех ценителей древнерусского искусства. Альбом «Иконы Семена Спиридонова Холмогорца из собрания Ярославского художественного музея» – долгожданный подарок читателям и почитателям творчества мастера.

Предлагаем вам ознакомиться с альбомом и прочитать рецензии на эту книгу.

Посмотреть альбом

Прочитать рецензии

Сборники Научных чтений памяти И.П. Болотцевой

В память об исследователе Ирине Петровне Болотцевой (1944–1995) коллеги и друзья приняли решение каждый год проводить научную конференцию. В Ярославле собираются специалисты, изучающие древнерусское искусство, чтобы поделится результатами своей работы, новыми исследованиями, открытиями и достижениями. Материалы конференции ежегодно выходят в научном сборнике, ставшем визитной карточкой конференции, имеющем высокий индекс цитирования и являющимся библиографической редкостью.

Предлагаем вам ознакомиться с первыми сборниками научный чтений, многие из которых сохранились в единственном экземпляре.

Сборник статей и докладов I Научных чтений памяти И.П. Болотцевой

Сборник статей и докладов II Научных чтений памяти И.П. Болотцевой

Сборник статей и докладов III Научных чтений памяти И.П. Болотцевой

Сборник статей и докладов V Научных чтений памяти И.П. Болотцевой

Сборник статей и докладов VI Научных чтений памяти И.П. Болотцевой

Сборник статей и докладов VII Научных чтений памяти И.П. Болотцевой

История музея

Музей основан по инициативе местных художников и любителей старины 5 декабря 1919 года постановлением Губернского отдела народного образования и начал свою деятельность с просветительской акции, организовав в апреле 1920 года выставку на ткацкой фабрике «Красный Перекоп». А осенью музей уже принял посетителей в первых залах постоянной экспозиции, расположенной в здании бывшей Консистории (1820-е гг., арх. Л. Руска, ныне возвращено Православной церкви).

Статус музея

  • 1919-1924 гг. - Ярославская художественная галерея
  • 1924-1936 гг. - художественная галерея Государственного областного музея (с 1930 г. - Ярославского областного краеведческого музея)
  • 1937-1950 гг. - Ярославский областной музей искусств
  • 1950-1959 гг. – Ярославский областной художественный музей
  • 1959-1969 гг. - художественный отдел Государственного Ярославо-Ростовского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника
  • с 1969 г. - Ярославский художественный музей

Коллекция

Ярославский художественный музей – крупнейший музей искусств в Российской провинции, единственный специализированный художественный музей области, победитель первого конкурса «Окно в Россию». В его собрании более 75 000 произведений живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, нумизматики.

В музее хранятся произведения древнерусской живописи XIII – XX вв., среди которых древнейший памятник собрания – икона «Спас Вседержитель» (первая половина XIII в.). Уникальны произведения иконописи Ярославской художественной школы второй половины XVI – XVII вв., в том числе подписные иконы выдающихся художников XVII в. – Гурия Никитина, Семена Спиридонова Холмогорца, Федора Евтихиева Зубова. В коллекции древнерусского искусства находятся также произведения деревянной скульптуры, резьбы и литья XVI–XX вв., предметы церковного прикладного искусства и личного благочестия XVIII–XX вв.

В коллекции живописи представлены полотна Д. Левицкого, К. Брюллова, А. Мокрицкого, В. Перова, И. Крамского, И. Репина. Своеобразен ярославский купеческий и дворянский портрет XIX века. Обширно и разнооборазно собрание пейзажной живописи второй половины XIX – начала XX вв. – А. Саврасов, И. Шишкин, И. Айвазовский, В. Поленов, И. Левитан, К. Юон. Ярко представлены мастера «Союза русских художников», «Мира искусства», «Бубнового валета» и русского авангарда. Уникальна коллекция работ Константина Коровина, включающая произведения позднего периода его творчества. В коллекции живописи ярославских художников XX в. наиболее значимо наследие «последнего романтика» Михаила Соколова.

Коллекция графики включает произведения оригинальной и тиражной графики XVIII–XX вв. преимущественно русских авторов. Наибольший интерес представляют камерный акварельный портрет XIX в. (работы О. Кипренского, П. Соколова, В. Гау и др.), графика рубежа XIX–XX вв., в том числе произведения художников «Мира искусства», среди которых А. Бенуа, К. Сомов, М. Добужинский, Д. Митрохин, а также целый комплекс работ Б. Кустодиева. Из произведений графики XX в. интересно представлен авангард (работы В. Кандинского и Л. Поповой), довоеннный рисунок и акварель, отдельные направления современного искусства. Значительную часть коллекции составляет русский и зарубежный экслибрис XIX–XX вв.

Скульптура представлена произведениями русских скульпторов XIX – XX вв.: С. Гальберга, Ф. Толстого, А. Опекушина, М. Чижова, А. Обера, А. Антокольского, С. Эрьзя, С. Коненкова, А. Гюрджана, а также зарубежных – М. Клодиона, И. Земельгака и др.

В фонде декоративно-прикладного искусства – коллекция фарфора и стекла XVIII – начала XX в. производства Императорского фарфорового и стеклянного заводов, а также частных заводов С. Батенина, Ф. Гарднера, братьев Корниловых, М. Кузнецова, Мальцовых и др. В музее представлена мебель различных стилей и направлений XVI–XX вв., в том числе западноевропейская XVI–XVIII вв. Среди произведений современного декоративно-прикладного искусства – стекло, керамика, гобелен.

Нумизматическую коллекцию музея составляют произведения русского и западноевропейского искусства второй половины XVIII – XX вв. Это памятные и наградные медали работы мастеров различных школ и направлений, среди которых – братья Вехтеры, С. Юдин, Т. Иванов, К. Леберехт, И. Шилов, Ф. Толстой, П. Уткин, А. Васютинский, И.К. Егер, Ретьер, Ф. Лоос, Б. Андрие, Ю.-К. Шаплэн.

Архитектурный комплекс

Губернаторский дом

Построен по указу Александра I в 1821–1823 гг. (проект губернского архитектора П.Я. Панькова). Дом являлся не только официальной резиденцией ярославских губернаторов, но и императорским путевым дворцом для приезда высочайших особ.

В комплекс построек, кроме главного здания, входили три флигеля (сохранился один - левый) и сад, протянувшийся от дворца до Ильинской – главной площади Ярославля.

За время своего существования здание неоднократно реконструировалось.

  • 1862-1864 гг. – классический портик заменён на металлический балкон на четырех опорах, организованы входы по краям волжского фасада здания.
  • 1880-1882 гг. – капитальный ремонт под руководством губернского архитектора Яровицкого и губернского инженера А.М. Достоевского - брата Ф.М. Достоевского.
  • 1906-1910 гг. – устроена домовая церковь на 3 этаже, перестроены пандусы.

С 1821 по 1917 г. в Губернаторском доме жили, правили губернией и принимали гостей 17 губернаторов, начиная с Александра Михайловича Безобразова (1783–1871, ярославский губернатор в 1820-1826), первого владельца дома-дворца, и заканчивая Николаем Леонидовичем Оболенским (1878–1968, ярославский губернатор в 1916-1917), последним дореволюционным губернатором. Здесь побывали все российские императоры от Александра I до Николая II. Для французского писателя и путешественника маркиза Астольфа де Кюстина посещение Губернаторского дома в Ярославле оказалось одним из самых ярких впечатлений в России. В книге «Россия в 1839 году» он посвятил две главы пребыванию в этом доме. Де Кюстин писал, что нашел здесь «отзвуки французского духа XVIII века, того духа, который давно исчез на родине». Наряду с роскошным внутренним убранством дома его поразил прием, устроенный К.М. Полторацким (1782–1858, ярославский губернатор 1830-1842), "отличный, но без ненужной изысканности" обед, розыгрыш лотереи и вечерний домашний концерт: «Один из братьев губернаторши играл очень недурно на виолончели. Аккомпанировала ему его жена, особа чрезвычайно приятная. Благодаря этому дуэту, а также национальным песням, исполненным с большим вкусом, вечер пролетел очень быстро».

При губернаторе К.М. Полторацком здесь впервые состоялась презентация произведения молодого художника. Во время пребывания в Ярославле императора Николая I в 1841 г. губернатор представил ему выставленную во дворце картину молодого художника из села Большие Соли Ярославской губернии Евграфа Сорокина под названием "Петр Великий за обедней в соборе замечает рисующего с него портрет Андрея Матвеева и предугадывает в нем талантливого живописца". Поняв намек, заключенный в картине, и разглядев «живую, вольную руку» живописца, государь «тут же благоволил дать повеление принять его в Академию художеств» на свой счет. Прошло почти полтора века, произведения Евграфа Сорокина хранятся в собрании Ярославского художественного музея, а традиция презентаций продолжена музеем, разместившимся в этом доме.

С 1917 г. изменились функции здания, здесь находились различные государственные учреждения:

  • 1923 г. – Ярославский уездный исполком
  • 1936 г. – Высшая партийная школа
  • 1960 г. – Технологический институт
  • В 1969 г. здание передано Ярославскому художественному музею.

С 1970 г. Губернаторский дом – основное здание Ярославского художественного музея. В соответствии со статусом Губернаторского дома, возвращенного главному зданию музея в 1994 г., здесь проходят Губернаторские приемы. Сегодня здесь располагается постоянная экспозиция «Русское искусство XVIII-XX вв.» и выставочные залы.

Губернаторский сад

Губернаторский сад составляет единое целое с ансамблем Губернаторской усадьбы. Заложен в 1821-1825-е гг. (архитектор П.Я. Паньков).

После 1917 г. сад претерпел значительные изменения: 
  • 1950-1980-е гг. – здесь расположен городской детский парк
  • 1989 г. – сад передан Ярославскому художественному музею
  • 1989-1994 гг. – восстановление исторического облика сада и приспособление его для музейной экспозиции
  • В 1994 г. – торжественная презентация реконструированного Губернаторского сада и международной выставки цветов
  • С 1996 г. открыта сезонная экспозиция «Скульптура в пленэре»

Музей зарубежного искусства

Музей зарубежного искусства расположен в двухэтажном особняке на Советской площади, построенном в 1816 г.

Здание является ярким образцом городской жилой постройки, характерной для Ярославля XIX в., в стиле зрелого классицизма.

При возведении дома, возможно, использовался один из «образцовых» проектов из «Собрания фасадов для частных строений в городах Российской империи» 1809 г. Во второй половине XIX в. домом владела купчиха Е.Я. Пастухова, с 1904 г. в нем проживал архитектор А.А. Никифоров. Перед революцией он перешел в собственность купчихи Сорокиной. С 1922 по 1970-е гг. в здании располагалась школа глухонемых. Затем оно было переоборудовано под гостиницу.

Особняк был передан Ярославскому художественному музею в декабре 2010 г., с 2011 по 2013 гг. находился на реставрации.

В мае 2014 г. состоялась церемония официального открытия Музея зарубежного искусства

Митрополичьи палаты

Митрополичьи палаты – одно из древнейших зданий города, прекрасный образец древнерусской каменной гражданской архитектуры. Построены в 1680-е гг. ростовским митрополитом Ионой Сысоевичем, знаменитым строителем ростовского кремля. Палаты были расположены на территории митрополичьего двора ярославского кремля. На протяжении истории в здании располагались как церковные, так и гражданские учреждения.

Летом 1705 г. в Митрополичьих палатах состоялось «рассуждение» митрополита Димитрия Ростовского с ярославцами о бороде и указе Петра I о брадобритии, устанавливающем пошлину за ношение бороды в зависимости от сословного положения и благосостояния бородача. Димитрий Ростовский убеждал ярославцев подчиниться указу, он говорил, что «образ и подобие Божие не на лице, а в душе человеческой».

С 1777 г. здесь находилась резиденция Ярославских губернаторов. Во время пребывания в Ярославле Екатерина II жила в Митрополичьих палатах, принимала представителей ярославского дворянства. Здесь ею на основе местных рассказов (провинциальные анекдоты), были написаны 5 комедий, которые были изданы и поставлены на столичной сцене. В начале ХIХ в. здание возвращено духовному ведомству.

  • До 1917 г. - Соборный дом
  • В 1918 г. во время левоэсеровского мятежа здание было значительно разрушено
  • 1919-1932 гг. – реконструкция
  • 1932-1936 гг. – размещена художественная галерея Ярославского краеведческого музея
  • 1937-1941 гг. - Областной музей искусств
  • 1941-1945 гг. – передано военному ведомству
  • 1945-1949 гг. - Областной музей искусств
  • 1950-1959 гг. – Областной художественный музей
  • 1959-1970 гг. – располагалось Ярославское культурно-просветительное училище
  • C 1977 г. – размещен отдел древнерусского искусства Ярославского художественного музея

Дом на Новинской

Впервые музей в Тутаеве (до 1918 г. – г. Романов-Борисоглебск) был открыт в 1919 г. как краеведческий музей и просуществовал до 1954 г. После закрытия его коллекция была расформирована и рассредоточена по музеям области, к сожалению, с утратой многих интересных произведений.

В 1990 г. музей воссоздан как филиал Ярославского художественного музея. Занимает здание бывшего Романово-Борисоглебского городского общественного банка. Памятник архитектуры конца XIX в. (стиль модерн). Банк располагался в этом здании вплоть до 1990 г., когда здесь развернул свои экспозиции филиал Ярославского художественного музея.

В 2001 г. был найден новый образ филиала, органично сочетающийся со сложившимся историческим пространством города. Это музей-дом «Домъ на Новинской» соединяющий две постоянные экспозиции: «Провинциальный банк» и «Квартира управляющего банком». Сегодня «Домъ на Новинской» – единственный в России музей быта провинциальной буржуазии. Посещение его – это уникальная возможность перемещения не только в пространстве, но и во времени. В этом уютном доме можно ощутить очарование провинциальной жизни. 

Дом-музей скульптора-академика А.М. Опекушина

Деревянный двухэтажный дом с мезонином, снаружи богато декорированный резьбой, построенный в начале XX в. местным пароходчиком Рябининым, находится в селе Рыбницы Некрасовского района Ярославской области. В 1913 г. К.М. Опекушин, брат скульптора А.М. Опекушина, на свои средства приобрел этот дом и передал его безвозмездно Даниловскому земству под организацию ремесленного отделения при рыбницком училище. Отделение состояло из двух классов: рисовально-чертежного и скульптурно-лепного. Но лепная школа просуществовала лишь несколько лет, до революции 1917 года. Позже в здании была размещена общеобразовательная сельская школа. В 1942-1945 гг. здесь располагался детский дом для эвакуированных детей из Ленинграда и госпиталь для раненых, а после войны до 1988 г. - колхозная артель по изготовлению галантерейных товаров. 

В 1988 г. дом был передан Ярославскому художественному музею для создания дома-музея скульптора-академика А.М. Опекушина. В 2012 г. была открыта первая экспозиция «Лепных дел мастера»