ЕФИМ ЧЕСТНЯКОВ. Я ПРИШЁЛ ДАТЬ ВАМ СКАЗКУ. Живопись, глиняная скульптура из собрания Костромского музея-заповедника

22 декабря 2018 – 17 марта 2019, Губернаторский дом

Цена билета: 150 руб., льготный – 100 руб.

Ярославский художественный музей представляет выставку произведений Ефима Васильевича Честнякова (1874–1961) из коллекции Костромского музея-заповедника, посвященную 100-летнему юбилею ЯХМ. На выставке представлено 46 живописных работ и 9 глиняных скульптур.

Произведения Честнякова стали известны публике в начале 1970-х годов благодаря шабловцам, жителям деревни, где почти всю жизнь прожил художник. Они сохранили в домах картины, скульптуры и безвозмездно передали их в руки специалистов. Костромские музейщики вывезли наследие, а московские реставраторы под руководством Саввы Ямщикова смогли сохранить эти произведения.

Художник корнями связан с миром крестьян, в котором были и тяжелый труд, и неиссякаемая тяга к творчеству, проявлявшиеся в народных обрядах, праздниках. Рисовал с детства. Честняков считал главной задачей и смыслом своего искусства совершенствование крестьянской жизни, осуществление мечты о прекрасной жизни. В Шаблове он занимался крестьянскими делами, творчеством, мастерил музыкальные инструменты: гармоники, рожки, дудочки, свирели. Вечерами занимался с детьми – учил грамоте, рисованию, организовывал игры, близкие к театральным представлениям.

В Петербурге художник занимался в академической мастерской профессора Д.Н. Кардовского, встречался с Репиным. В записной книжке записывает слова, сказанные ему И.Е. Репиным: «У Вас талант. Вы идете своей дорогой, я вас испорчу. Это огонь, это уже ничем не остановить. Вы уже художник». Репин советовал ему показывать свои работы на выставках «Мира искусства». Честнякова приглашали выставить лепные фигурки на Салоне в Париже, но художник не соглашался, так как это не соответствовало его устремлениям.

Он мыслил в русле исканий конца XIX – начала XX века и в то же время создал сказочный мир русской деревни, которого до него не было, этот мир был достоверен. Он нашел своей идее утопического крестьянского счастья своеобразную, неповторимую форму.

С 1975 года прошло более 20 персональных выставок Е.В. Честнякова в Москве, Петербурге, Костроме, Ярославле, Вологде, Рязани, за рубежом – в Турине, Флоренции, Париже. В Костромском музее-заповеднике произведения мастера представлены в постоянной экспозиции.

ВОЛШЕБНЫЙ МИР ЕЛИЗАВЕТЫ БЁМ. Оригинальная графика из собрания С.А. Чапкиной-Руга

12 декабря 2018 – 17 марта 2019, Губернаторский дом

Цена билета: 80 руб., льготный – 60 руб.

Выставка представляет часть собрания искусствоведа Софьи Чапкиной-Руга, автора книг «Русский стиль Елизаветы Бём» и «Волшебный мир Елизаветы Бём». Впервые в Ярославле показана оригинальная графика Елизаветы Бём.

Елизавета Меркурьевна Бём (1843–1914) – русская художница конца ХIХ – начала ХХ века, ученица И.Н. Крамского. Увлечение и знание фольклора, народного, кустарного искусства в полной мере отразилось во всех сферах творческой деятельности Елизаветы Бём. Она была приверженцем идей передвижников и ярким представителем русского стиля. Елизавета Бём – одна из немногих, чье творчество признавали и за пределами России.

Славу Елизавета Меркурьевна заслужила небольшими акварелями в русском стиле, ее работы участвовали на выставках Общества русских акварелистов, Московского общества любителей художеств, Императорской Академии художеств и были очень популярны у публики. В 1870 году Академия художеств присудила Е.М. Бём большую серебряную поощрительную медаль за рисунки акварелью и карандашом.

Е.М. Бём рисовала отдельные типы и целые группы, действующими лицами которых были дети, наряженные то в пышные боярские костюмы, то в доспехи богатырей или одежду простых крестьян. И этим миловидным детским личикам она придавала выражения, свойственные взрослому человеку. Можно только удивляться знаниям художницы русской старины, благодаря которым она так точно изображала костюмы и предметы быта.

Практически все композиции, будь то силуэты или акварели, художница сопровождала поговорками и пословицами, часто они были нарочито народными и совсем не детскими, что подчеркивало наивный характер произведений, обращенных именно ко взрослой публике.

Популярность Е.М. Бём была велика еще при жизни. Художественный критик В.В. Стасов и Л.Н. Толстой высоко ценили талант художницы, а одним из ее заказчиков был сам император Александр III.

Сегодня оригинальные акварели, силуэты, произведения из стекла Е.М. Бём хранятся в музеях России, художественные издания – в центральных библиотеках страны.

МОДНЫЙ ПОКАЗ – 2. Зимняя коллекция

1 декабря 2018 – 10 марта 2019, Митрополичьи палаты

Цена билета: 80 руб., льготный – 60 руб.

Ярославский художественный музей продолжает знакомство зрителей с собранием костюма конца 19 – начала 20 века. В музее хранится более 500 различных мужских, женских, детских костюмов для разных сезонов.

Зимняя коллекция была собрана в экспедициях в Даниловском уезде Ярославской губернии, а также поступила из семей ярославцев – потомков известных в прошлом горожан.

В конце 19 – начале 20 века мода сохранила свои устойчивые тенденции: женская одежда была не совсем удобна, но красива, мужская оставалась консервативной, практичной и комфортной.

Верхняя одежда дам для прохладной погоды состояла из костюма скромных тонов и пальто. Для зимней холодной погоды шили также шубки, обычно не меховые – меха были дороги и переходили по наследству. Молодые женщины предпочитали утепленные бархатные пальто. Дамы средних лет закрывали мех дорогими «рисунчатыми» тканями сдержанных цветов.

К концу 19 века все больше горожанок занимались трудовой и общественной деятельностью. Возникла потребность иметь строгий, деловой внешний облик, что вызвало появление рациональной и практичной одежды. Именно с этого времени неотъемлемой и модной частью женского гардероба стал костюм.

Жены буржуа, удачливых торговцев одевались у лучших российских и европейских портных. Представительницы третьего сословия, стараясь не отставать от моды, находили в магазинах, торговавших конфекционом (модной готовой одеждой) более демократичные по цене, но не менее привлекательные аналоги. К началу 20 века не только в столичных городах открывалось большое количество модных заведений, появлялись они и в Ярославле. На выставке представлен сюртук фирмы «Мандель», пошитый в Москве, но приобретенный вероятнее всего в Ярославле.

Конец 19 – начало 20 столетия не принесли в мужскую одежду значительных изменений. В верхней одежде стали типичными плащ-накидка, пальто зимнее, сюртук или визитка, жилет и брюки. В моде оставались шляпы и цилиндры, однако пришел в мужскую атрибутику котелок, который носили с повседневным нарядом.

В меняющемся стремительно 20 столетии произошли значительные технические, технологические, социальные изменения, за которыми следовали модные революции 20 века, благодаря чему мы видим и носим одежду простой и удобной, и с удовольствие смотрим на костюмы прошлых эпох в музейных коллекциях.

ПОПУГАИ. РОСКОШЬ И КРАСОТА

6 октября 2018 – 20 января 2019, Музей зарубежного искусства

Цена билета: 150 руб., льготный – 100 руб.

В XVII–XVIII веках живые попугаи были роскошью и показателем статуса или ремесла. Эти птицы жили и во дворцах аристократов, и на пиратских кораблях. Лишь к XIX веку попугаев научились разводить в неволе, и они стали чаще встречаться в домах европейцев.

Необычная и дорогая птица с ярким оперением привлекала внимание художников. К началу XVIII века образ попугая прочно утвердился в искусстве: в портретной и религиозной живописи и в жанре натюрморта.

Первая фарфоровая мануфактура Европы, Мейсенская, вскоре после открытия приступила к выпуску статуэток попугаев. Был создан тип фарфоровой фигуры попугая на пеньке, на протяжении столетий повторявшийся и на этой фабрике, и на других мануфактурах Европы. К началу XX века на всех фарфоровых фабриках выпускали попугаев. Они были показателями качества производства: чистота отделки и сложность модели, тонкость и гармония росписи, многоцветность, – все это свидетельствовало о технических возможностях фабрики и художественном уровне ее мастеров.

Ярославский художественный музей год назад поставил перед собой задачу собрать коллекцию попугаев, чтобы на выставке показать географию фарфорового производства мира и его качество. Хронология произведений охватывает период с XVIII по конец XX века, представлены более 50 попугаев из 10 стран. Среди них – прежде всего Германия, родина европейского фарфора. Экспонаты из Китая показывают попугаев, изготовленных для местного рынка и на экспорт. Изысканы по цвету попугаи из Дании со сложной подглазурной росписью. Представлен венгерский, чешский и российский фарфор.

Выставка позволяет погрузиться в историю фарфорового производства мира, больше узнать о попугаях и проследить, как их образ отражался в искусстве Европы.

СРЕДНЯЯ АЗИЯ. МИРАЖИ

21 сентября – 23 декабря 2018, Музей зарубежного искусства

Цена билета: 80 руб., льготный – 60 руб.

Киргизия, Узбекистан, Таджикистан и Туркмения – четыре страны, известные в мире как Средняя Азия. Таинственная мудрость Востока, минареты, мечети, хлопковые поля и утопающие в зелени оазисы – все это можно увидеть на новой выставке Ярославского художественного музея «Средняя Азия. Миражи».

Художники из центральной России отправлялись в творческие командировки в среднеазиатские республики, результатам которых стали пейзажи, бытовые зарисовки, портреты, представленные на выставке. Эти произведения поступили в собрание музея в советское время, когда страны Средней Азии входили в состав СССР. Особенно выделяются художники, для которых Азия была не только источником вдохновения, но и местом рождения.

Шамухаммед Акмухаммедов, получив образование в Москве, всю жизнь жил и работал в родном Туркестане. Долгие десятилетия прожила в Узбекистане и Ольга Соколова. Живописные и графические работы на выставке отражают и первые впечатления от экзотики Средней Азии, и глубинные корни традиционного уклада древней земли.

Особый раздел экспозиции составляют образцы местной керамики, повторяющей сложившиеся в средневековье каноны. Среди авторских работ 1960-х годов выделяется коллекция таджикской и узбекской расписной игрушки: драконы и всадник на слоне, бараны и птицы – живое воплощение народной фантазии. Авторы этих игрушек – потомственные гончары, наиболее известные в тот период мастера. Традиции многовековой керамической культуры прослеживаются и в производстве декоративной посуды: косы и шокосы (пиалы), тогорочи и блюда повторяют формы и орнаменты, сложившиеся в глубокой древности.

Произведения, представленные на выставке, – миражи и отражения этих далеких стран, которые позволят зрителям почувствовать и погрузиться в атмосферу среднеазиатской культуры.

СПОР О БОРОДЕ

с 12 декабря 2017, Митрополичьи палаты

Цена билета: 200 руб., льготный – 150 руб.

Впервые в ярославском музейном пространстве рассказано об историческом событии художественными средствами с использованием аудиовизуальных и мультимедийных технологий. Без экскурсовода, без этикеток, экспозиция сама вовлекает зрителей в диалог – спор – рассуждение. Перед посетителем разворачивается оригинальное музейное действо с подлинными произведениями XVIII–XX веков, анимацией, музыкой, светом и звуком.

В Митрополичьих палатах летом 1705 года состоялся спор – «рассуждение о бороде» Димитрия Ростовского, связанный с указом Петра I о бритье бород. Это событие стало символическим базовым элементом проекта. Отношение к бороде в России – часть культурного кода и самоидентификации нации, связанной с православной традицией – «без бороды и в рай не пустят», позже – идеологией, сейчас – модой.

«Спор о бороде» включает подлинные произведения из собрания ЯХМ (иконопись, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство), специально созданный анимационный фильм об историческом событии и видеоарт, представляющий «рассуждения о бороде» наших современников. Текст для звукового сопровождения экспозиции разработан ведущими специалистами отдела древнерусского искусства ЯХМ, «голосами» экспозиции стали Сергей Филиппович Куценко, заслуженный артист РФ и Виктория Викторовна Горшкова, заслуженный работник культуры РФ.

В 2016 году проект «Спор о бороде» стал победителем грантового конкурса музейных проектов «Меняющийся музей в меняющемся мире» (2016/2017) Благотворительного фонда В. Потанина в номинации «Музейный старт».

Посещение по сеансам с 10:00 до 17:00 каждый час
Максимальное количество человек на сеансе – 20 человек
Желательна предварительная запись по тел. (4852) 72-92-87

ДАМСКАЯ СУМОЧКА. Воронежский областной художественный музей им. И.Н. Крамского

12 октября 2018 – 20 января 2019, Воронежский областной художественный музей им. И.Н. Крамского

Выставка «Дамская сумочка» представляет часть собрания декоративно-прикладного искусства Ярославского художественного музея, более 60-ти предметов (сумочки, кошельки, аксессуары).

Коллекцию дамских сумочек XIX-XX веков Ярославский музей собирает с 1980-х годов, в настоящее время она насчитывает более 100 произведений. Среди них сумки европейского производства из гобелена, кожи, замши, металла, расшитые бисером и цветными нитями. Наиболее интересные экспонаты – дамская сумка со свистком, предназначенным для отпугивания хулиганов, кошельки из перламутровых раковин начала XX века, вязанные бисером кошельки.

Дамская сумочка – не просто аксессуар, а один из самых необходимых и важных предметов для женщины, который вмещает целый мир. Изящные и элегантные, фантазийные и удобные, дорогие и не очень, сумочки отражают характер, пристрастия и настроение ее обладательницы.