АНТИЧНЫЕ ВАЗЫ из собрания Государственного исторического музея

с 1 февраля по 23 июня 2019, Музей зарубежного искусства

Цена билета: 150 руб., льготный – 100 руб.

Античная вазопись – одна из жемчужин мирового изобразительного искусства. Ее отличает высочайшее мастерство гончаров и художников, яркая образность сюжетов и запоминающийся орнаментальный стиль.

Выставка представляет историю развития искусства древнегреческой вазописи с середины II тысячелетия до н.э. по III в. до н.э. Наиболее ранние – изготовленные на Крите фигурные парфюмерные сосуды с геометрическим орнаментом, а также микенские кратериски (XV–XIII вв. до н.э.).

Расцвет древнегреческой вазописи VI–V вв. до н.э. представлен чернофигурными и краснофигурными сосудами аттических мастеров. Особый интерес представляет серия пелик «керченского стиля» IV в. до н.э., на которых афинские мастера изобразили мифологических обитателей Северного Причерноморья. На выставке представлены и изделия мастеров Южной Италии IV в. до н.э. Наиболее поздние экспонаты – пелики, изготовленные в технике «Западного склона» иллюстрируют собой закат античной вазописи.

Изображенные на вазах персонажи – греческие боги Афина, Дионис и его окружение, Геракл, фантастические персонажи (грифоны, амазонки, аримаспы, кентавры), люди, животные и окружающие их предметы – оживляют перед посетителем древнегреческую историю и мифологию.

В числе экспонатов представлены вазы не только из бывших частных собраний, но и из регулярных раскопок в Северном Причерноморье, на территории современных России и Украины, что дает возможность иллюстрировать еще одну сюжетную линию – историю греческих колоний на берегах Черного моря.

Всего выставка включает 62 античные вазы из собрания Государственного исторического музея, представляющие обширный период от XVIII в. до н.э. до III в. до н.э. и дающие представление об основных этапах развития древнегреческой вазописи. Столь представительная выставка шедевров античного искусства из Исторического музея экспонируется в Ярославле впервые.

ТА САМАЯ БАРБИ. Из собранния Л. Коноровой (Ярославль)

с 23 февраля по 8 сентября 2019, Музей зарубежного искусства

Цена билета: 80 руб., льготный – 60 руб.

В 2019 году одной из самых известных и успешных игрушек в мире – кукле Барби – исполняется 60 лет.

Создательницей Барби стала Рут Хэндлер, супруга основателя фирмы Mattel Эллиота Хэндлера. Идея создания «взрослой куклы» для маленьких девочек появилась у Рут, когда она увидела, что в играх ее дочери Барбары со сверстницами бумажные куклы, изображающие красавиц-моделей, пользуются большей популярностью, чем куклы-дети. Немного подумав, Рут Хэндлер решила выпустить куклу, при помощи которой девочки могли бы в полной мере «играть во взрослых».

Первая Барби была темноволосой и носила прическу “конский хвост”; у нее в ушах были перламутровые сережки, на ногах – открытые босоножки на каблуке, а одета она была в черно-белый полосатый купальник.

Уже в 1960-е годы одежду для Барби начали разрабатывать самые известные модельные дома, и вскоре кукла стала одной из самых модных и утонченных в мире. Ив Сен-Лоран, Пьер Карден и Жан Поль Готье пришли к мнению, что шить наряды для Барби не менее престижно, чем для голливудских знаменитостей.

Дизайнеры много экспериментировали с цветом и длиной волос Барби, которые то укорачивались, то «отрастали». Кукла становилась более подвижной: ее «научили» сгибать и поворачивать все части тела, и Барби стала велосипедисткой, наездницей, спортсменкой, танцовщицей…

С 1959 года внешность Барби значительно менялась несколько раз, но только в конце 1990-х годов лицу и телу куклы придали более естественные пропорции.

Фирма Mattel выпускала кукол Барби разных национальностей, одетых в народные костюмы, и «учила» игрушку говорить на разных языках. И, конечно, за 60 лет жизни знаменитая кукла сделала карьеру во многих областях: например, она побывала стюардессой, врачом, бизнес-леди, рок-звездой, военным летчиком, пожарным, учительницей, и даже кандидатом в президенты.

История Барби продолжается, и хотя у нее появлялись и продолжают появляться сильные конкурентки на мировом рынке игрушек для девочек, она остается одной из самых популярных кукол в мире.

КИТАЙ. Таким он был

с 29 декабря 2018, Музей зарубежного искусства

Цена билета: 80 руб., льготный – 60 руб.

Выставка посвящена Китаю, увиденному русскими художниками в 1920 – 1930-е годы, восемьдесят лет назад. За это время облик страны изменился кардинально. Из полуколониальной территории Китай превратился в страну со второй экономикой мира, его города выросли в миллионные мегаполисы с современной архитектурой. Тем ценнее для нас художественные произведения, запечатлевшие реалии и культуру Китая начала ХХ века.

В собрании Ярославского художественного музея хранится более 200 живописных и графических работ М.А. Кичигина (1883–1968) и В.Е. Кузнецовой-Кичигиной (1904–2005), представителей восточной волны русской эмиграции, волею судьбы проживших в Китае не один десяток лет.

Михаил Кичигин получил блестящее художественное образование в Москве, в 1920 году эмигрировал в Китай. Там он встретил Веру Кузнецову, родившуюся в Харбине в семье русских поселенцев, которая стала его ученицей, женой и верной подругой жизни. Кичигины жили в Харбине, затем в Шанхае. Много путешествовали по стране. Они писали пейзажи, портреты, жанровые сцены, работали для церкви, писали театральные декорации, иллюстрировали книги. Ежегодно участвовали в выставках, входили в круг художественной элиты русской эмиграции в Китае.

«Китай – это созерцание, это поэзия, это философия, это страна сказочной красоты. Там поразительное освещение, буквально преображающее природу. Все напоено, пронизано солнцем, отчего кажется почти прозрачным. Небо теплое. Особенно красивы закаты: бирюза, кармин, пурпур, ультрамарин...», – говорила Вера Емельяновна.

Эта экзотическая красота восхищала. Картины Кичигина запечатлели для нас древнюю архитектуру Китая – его великолепные парки и дворцы. Именно в 1920-е годы императорские резиденции (Запретный город, Летний дворец в Пекине) были открыты для публичного посещения. Некоторые изображаемые Кичигиными объекты время не пощадило, многие сохранились до наших дней.

Живя в Китае, художники создали целую портретную галерею местного населения, своеобразный «Китай в лицах». Это десятки работ маслом, акварелью, пастелью, сангиной, углем. Среди них знатные чиновники, торговцы, монахи, рикши, кули, нищие. Искусство Михаила Александровича Кичигина и Веры Емельяновны Кузнецовой-Кичигиной – яркая, интересная, особая страница российской культуры ХХ века, соединившая два столь различных мира: Запад и Восток.

ЕФИМ ЧЕСТНЯКОВ. Я ПРИШЁЛ ДАТЬ ВАМ СКАЗКУ. Живопись, глиняная скульптура из собрания Костромского музея-заповедника

22 декабря 2018 – 17 марта 2019, Губернаторский дом

Цена билета: 150 руб., льготный – 100 руб.

Ярославский художественный музей представляет выставку произведений Ефима Васильевича Честнякова (1874–1961) из коллекции Костромского музея-заповедника, посвященную 100-летнему юбилею ЯХМ. На выставке представлено 46 живописных работ и 9 глиняных скульптур.

Произведения Честнякова стали известны публике в начале 1970-х годов благодаря шабловцам, жителям деревни, где почти всю жизнь прожил художник. Они сохранили в домах картины, скульптуры и безвозмездно передали их в руки специалистов. Костромские музейщики вывезли наследие, а московские реставраторы под руководством Саввы Ямщикова смогли сохранить эти произведения.

Художник корнями связан с миром крестьян, в котором были и тяжелый труд, и неиссякаемая тяга к творчеству, проявлявшиеся в народных обрядах, праздниках. Рисовал с детства. Честняков считал главной задачей и смыслом своего искусства совершенствование крестьянской жизни, осуществление мечты о прекрасной жизни. В Шаблове он занимался крестьянскими делами, творчеством, мастерил музыкальные инструменты: гармоники, рожки, дудочки, свирели. Вечерами занимался с детьми – учил грамоте, рисованию, организовывал игры, близкие к театральным представлениям.

В Петербурге художник занимался в академической мастерской профессора Д.Н. Кардовского, встречался с Репиным. В записной книжке записывает слова, сказанные ему И.Е. Репиным: «У Вас талант. Вы идете своей дорогой, я вас испорчу. Это огонь, это уже ничем не остановить. Вы уже художник». Репин советовал ему показывать свои работы на выставках «Мира искусства». Честнякова приглашали выставить лепные фигурки на Салоне в Париже, но художник не соглашался, так как это не соответствовало его устремлениям.

Он мыслил в русле исканий конца XIX – начала XX века и в то же время создал сказочный мир русской деревни, которого до него не было, этот мир был достоверен. Он нашел своей идее утопического крестьянского счастья своеобразную, неповторимую форму.

С 1975 года прошло более 20 персональных выставок Е.В. Честнякова в Москве, Петербурге, Костроме, Ярославле, Вологде, Рязани, за рубежом – в Турине, Флоренции, Париже. В Костромском музее-заповеднике произведения мастера представлены в постоянной экспозиции.

ВОЛШЕБНЫЙ МИР ЕЛИЗАВЕТЫ БЁМ. Оригинальная графика из собрания С.А. Чапкиной-Руга

12 декабря 2018 – 17 марта 2019, Губернаторский дом

Цена билета: 80 руб., льготный – 60 руб.

Выставка представляет часть собрания искусствоведа Софьи Чапкиной-Руга, автора книг «Русский стиль Елизаветы Бём» и «Волшебный мир Елизаветы Бём». Впервые в Ярославле показана оригинальная графика Елизаветы Бём.

Елизавета Меркурьевна Бём (1843–1914) – русская художница конца ХIХ – начала ХХ века, ученица И.Н. Крамского. Увлечение и знание фольклора, народного, кустарного искусства в полной мере отразилось во всех сферах творческой деятельности Елизаветы Бём. Она была приверженцем идей передвижников и ярким представителем русского стиля. Елизавета Бём – одна из немногих, чье творчество признавали и за пределами России.

Славу Елизавета Меркурьевна заслужила небольшими акварелями в русском стиле, ее работы участвовали на выставках Общества русских акварелистов, Московского общества любителей художеств, Императорской Академии художеств и были очень популярны у публики. В 1870 году Академия художеств присудила Е.М. Бём большую серебряную поощрительную медаль за рисунки акварелью и карандашом.

Е.М. Бём рисовала отдельные типы и целые группы, действующими лицами которых были дети, наряженные то в пышные боярские костюмы, то в доспехи богатырей или одежду простых крестьян. И этим миловидным детским личикам она придавала выражения, свойственные взрослому человеку. Можно только удивляться знаниям художницы русской старины, благодаря которым она так точно изображала костюмы и предметы быта.

Практически все композиции, будь то силуэты или акварели, художница сопровождала поговорками и пословицами, часто они были нарочито народными и совсем не детскими, что подчеркивало наивный характер произведений, обращенных именно ко взрослой публике.

Популярность Е.М. Бём была велика еще при жизни. Художественный критик В.В. Стасов и Л.Н. Толстой высоко ценили талант художницы, а одним из ее заказчиков был сам император Александр III.

Сегодня оригинальные акварели, силуэты, произведения из стекла Е.М. Бём хранятся в музеях России, художественные издания – в центральных библиотеках страны.

МОДНЫЙ ПОКАЗ – 2. Зимняя коллекция

1 декабря 2018 – 10 марта 2019, Митрополичьи палаты

Цена билета: 80 руб., льготный – 60 руб.

Ярославский художественный музей продолжает знакомство зрителей с собранием костюма конца 19 – начала 20 века. В музее хранится более 500 различных мужских, женских, детских костюмов для разных сезонов.

Зимняя коллекция была собрана в экспедициях в Даниловском уезде Ярославской губернии, а также поступила из семей ярославцев – потомков известных в прошлом горожан.

В конце 19 – начале 20 века мода сохранила свои устойчивые тенденции: женская одежда была не совсем удобна, но красива, мужская оставалась консервативной, практичной и комфортной.

Верхняя одежда дам для прохладной погоды состояла из костюма скромных тонов и пальто. Для зимней холодной погоды шили также шубки, обычно не меховые – меха были дороги и переходили по наследству. Молодые женщины предпочитали утепленные бархатные пальто. Дамы средних лет закрывали мех дорогими «рисунчатыми» тканями сдержанных цветов.

К концу 19 века все больше горожанок занимались трудовой и общественной деятельностью. Возникла потребность иметь строгий, деловой внешний облик, что вызвало появление рациональной и практичной одежды. Именно с этого времени неотъемлемой и модной частью женского гардероба стал костюм.

Жены буржуа, удачливых торговцев одевались у лучших российских и европейских портных. Представительницы третьего сословия, стараясь не отставать от моды, находили в магазинах, торговавших конфекционом (модной готовой одеждой) более демократичные по цене, но не менее привлекательные аналоги. К началу 20 века не только в столичных городах открывалось большое количество модных заведений, появлялись они и в Ярославле. На выставке представлен сюртук фирмы «Мандель», пошитый в Москве, но приобретенный вероятнее всего в Ярославле.

Конец 19 – начало 20 столетия не принесли в мужскую одежду значительных изменений. В верхней одежде стали типичными плащ-накидка, пальто зимнее, сюртук или визитка, жилет и брюки. В моде оставались шляпы и цилиндры, однако пришел в мужскую атрибутику котелок, который носили с повседневным нарядом.

В меняющемся стремительно 20 столетии произошли значительные технические, технологические, социальные изменения, за которыми следовали модные революции 20 века, благодаря чему мы видим и носим одежду простой и удобной, и с удовольствие смотрим на костюмы прошлых эпох в музейных коллекциях.

СПОР О БОРОДЕ

с 12 декабря 2017, Митрополичьи палаты

Цена билета: 200 руб., льготный – 150 руб.

Впервые в ярославском музейном пространстве рассказано об историческом событии художественными средствами с использованием аудиовизуальных и мультимедийных технологий. Без экскурсовода, без этикеток, экспозиция сама вовлекает зрителей в диалог – спор – рассуждение. Перед посетителем разворачивается оригинальное музейное действо с подлинными произведениями XVIII–XX веков, анимацией, музыкой, светом и звуком.

В Митрополичьих палатах летом 1705 года состоялся спор – «рассуждение о бороде» Димитрия Ростовского, связанный с указом Петра I о бритье бород. Это событие стало символическим базовым элементом проекта. Отношение к бороде в России – часть культурного кода и самоидентификации нации, связанной с православной традицией – «без бороды и в рай не пустят», позже – идеологией, сейчас – модой.

«Спор о бороде» включает подлинные произведения из собрания ЯХМ (иконопись, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство), специально созданный анимационный фильм об историческом событии и видеоарт, представляющий «рассуждения о бороде» наших современников. Текст для звукового сопровождения экспозиции разработан ведущими специалистами отдела древнерусского искусства ЯХМ, «голосами» экспозиции стали Сергей Филиппович Куценко, заслуженный артист РФ и Виктория Викторовна Горшкова, заслуженный работник культуры РФ.

В 2016 году проект «Спор о бороде» стал победителем грантового конкурса музейных проектов «Меняющийся музей в меняющемся мире» (2016/2017) Благотворительного фонда В. Потанина в номинации «Музейный старт».

Посещение по сеансам с 10:00 до 17:00 каждый час
Максимальное количество человек на сеансе – 20 человек
Желательна предварительная запись по тел. (4852) 72-92-87

ОБРЕТЕНИЕ. Иконы из собрания Ярославского художественного музея

13 февраля – 31 мая 2019, Государственный исторический музей

Государственный исторический музей и Ярославский художественный музей представляют выставку "Обретение", посвященную спасенным иконам из разоренных храмов Ярославля. На ней экспонируется 36 икон XVI – начала XX в., многие из которых никогда ранее не выставлялись.

Все они были в 1930 г. сокрыты, а потом найдены на чердаке музейного здания – Митрополичьих палат – в 1977 г. Об обстоятельствах обнаружения икон вспоминала главный хранитель Ярославского художественного музея в эти годы Т.Л. Васильева: «В 1977 г. ...музею предстояло ...подготовить здание к размещению в нем экспозиции отдела древнерусского искусства… В феврале … были присланы плотники для проверки состояния перекрытий в местах протечек. Во время этих работ и были обнаружены две иконы на чердаке здания». Т.Л. Васильева и заведующая отделом реставрации А.Н. Клячина обследовали чердак и нашли еще несколько икон. «Иконы были уложены на деревянные перекрытия “лицом” вниз, на темную плотную бумагу. Сверху толстым слоем лежала земляная засыпка и мелкий строительный мусор… Несмотря на тяжелые условия, в которых долгое время находились иконы, на удивление их состояние было вполне сносным…Их внушительные размеры, разнообразные сюжеты, качество исполнения поражали воображение».

Как все было на самом деле, кто был инициатором сокрытия этого «клада», наверное, мы не узнаем никогда. Но иконы были спасены, стали своеобразным посланием в будущее.

Идея создания выставочного проекта, посвященного иконам с чердака, оформилась лишь в начале XXI в., когда музей целенаправленно стал реставрировать произведения. Работы выполнялись как реставраторами музея А.Н. Клячиной, Л.Д. Рыбцевой, Т.Л. Шабановой, Т.В. Смоляниновой, Д.В. Лосевой, Е.В. Лябиной, так и дипломниками Московской государственной художественно-промышленной академии им. С.Г. Строганова под руководством Е.И. Серегиной. С помощью опытного наставника ребята сделали почти невозможное: в короткие сроки отреставрировали более десятка крупноформатных памятников.

Хочется надеяться, что иконы, представленные на выставке, не только заинтересуют своей безусловной художественной ценностью, но и заставят задуматься о проблемах реставрации и сохранения памятников, об изменениях в отношении к иконам в науке и обществе, о людях, спасавших эти произведения.