АРХИП КУИНДЖИ

31 августа – 15 декабря 2019, Губернаторский дом (Волжская набережная, 23)

Цена билета: 200 руб., льготный – 100 руб.

Выставка картин Архипа Куинджи открывается к столетию Ярославского художественного музея. В залах Губернаторского дома будут представлены более 40 картин выдающегося живописца. В их числе – самое знаменитое произведение художника – «Лунная ночь на Днепре», а также ставшее резонансным в XIX веке «Ладожское озеро».

Среди пейзажистов России второй половины 19 века Куинджи занимает особое место. Как и его современники, он изображал реальную природу, но любой, даже самый непритязательный мотив под кистью Куинджи преображался, обретал романтическое звучание.

Свет останется «главным героем» его произведений на протяжении всего творческого пути. Художника вдохновляли виды природы при закатном, сумеречном освещении, яркий солнечный свет летних и зимних дней, громкую славу принес ночной пейзаж.

В 1880 в культурной жизни России произошло знаменательное событие. Впервые открылась выставка одной картины – Архип Куинджи продемонстрировал «Лунную ночь на Днепре». Полотно предстало перед публикой в темной комнате, освещенное ярким лучом электрического света. Присутствующие были изумлены и даже искали лампу с другой стороны холста. Применяя в картине дополнительные цвета, усиливающие друг друга, художник добивается невероятного эффекта свечения.

В простых мотивах произведений Архипа Куинджи заключен образ мира, гармоничного и прекрасного, таинственного и непостижимого.

В его пейзажах степных равнин, горных вершин и морского побережья, исполненных в период так называемого затворничества, природные виды предстают как бескрайние панорамы. Пейзажи Куинджи безлюдны и свободны от деталей. Они погружают в философствование, навевают размышления о мироздании, вечности, Космосе.

ИСКУССТВО ЭМАЛИ — ИЗЫСКАННАЯ РОСКОШЬ

21 сентября 2019 – январь 2020, Музей зарубежного искусства (Советская площадь, 2)

Цена билета: 150 руб., льготный – 100 руб.

Выставка «Искусство эмали – изысканная роскошь» предоставляет зрителю уникальную возможность познакомиться с эмалями Франции, Австрии, Италии XVI–XX веков. В зале Музея зарубежного искусства – более 40 произведений из частной коллекции Ольги Затеевой, подробно отражающие развитие этого искусства на протяжении нескольких столетий.

Искусство эмали знакомо человеку уже несколько тысячелетий, однако доподлинно неизвестно, где оно зародилось. Еще в Древнем Египте, Греции и Риме встречались предметы, декорированные стекловидной массой. Византийские мастера в совершенстве овладели техникой перегородчатой эмали, что дало толчок к распространению эмальерного дела по всей Европе, до самой России. Позднее, в готический период, эмаль становится выемчатой, а с эпохи Возрождения появляется объемная эмаль – рельефная и живописная.

Основным технологическим принципом эмали является соединение металла и стекла посредством обжига, придающего сплаву самые разные оттенки. В результате добавления тех или иных окисей металлов создается соответствующий цвет эмали. Итоговый результат зависит и от температуры обжига.

Искусство изготовления эмалей сохранилось до наших дней, аккумулировав достижения прошлых эпох, хоть и достичь виртуозности исполнения, свойственной старым мастерам, нашим современникам, к сожалению, не под силу.

АЛЕКСАНДР МАЛЫГИН

с 18 октября 2019 года Губернаторский дом (Волжская набережная, 23)

Цена билета: 80 руб., льготный – 60 руб.

Он стоял у истоков истории. Под сводами Губернаторского дома впервые представлены 40 произведений Александра Малыгина – заведующего и хранителя художественной галереи города в период ее становления в 1920-е годы.

Александр Малыгин родился в Ярославле в 1890 году. В творчестве выбрал популярную в начале ХХ века тему русской провинции. Его живописные работы «Базар» и «Качели» 1914 года своим праздничным мажорным звучанием близки живописи Бориса Кустодиева – самого яркого выразителя этого направления в искусстве. Тему русского фольклора Малыгин продолжил в иллюстрациях. С 1915 года он много работал для издательства Константина Некрасова, племянника поэта Николая Некрасова.

Малыгин был свидетелем разрушения Ярославля в июле 1918 года и активным участником восстановления города после антибольшевистского восстания. Сохранились десятки его рисунков пострадавших архитектурных памятников. Они ценны для нас как документы трагических событий, постигших город. Это позднее, к концу 1920-х под влиянием политической ситуации, события мятежа в работах Малыгина приобрели иной – героико-революционный характер в стиле лубочных картинок, получив на 8-й выставке Ассоциации художников революционной России одобрение наркома просвещения Луначарского.

Будучи руководителем Ярославской художественной галереи с 1922 по 1929 годы, Малыгин решал вопросы по обустройству музея: ремонту здания бывшей духовной консистории, пострадавшего от обстрела в 1918-м, организации охраны, формированию и учету коллекции, построению экспозиции, проведению экскурсий. Одновременно ездил в Москву для получения картин из Государственного музейного фонда, обследовал разрушенные храмы и национализированные дворянские усадьбы для выявления культурных ценностей. В 1928 году вместе с Нилом Первухиным подготовил первый путеводитель по художественной галерее. Собранная в те годы коллекция и сегодня является гордостью Ярославского художественного музея.

Творческое наследие Александра Малыгина – более 250 работ – хранится в ярославских музеях. На выставку отобраны произведения 1910-1920-х годов из коллекций Ярославского художественного музея, Ярославского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника и Музея-заповедника Николая Некрасова «Карабиха».

КИТАЙ. Таким он был

с 29 декабря 2018, Музей зарубежного искусства (Советская площадь, 2)

Цена билета: 80 руб., льготный – 60 руб.

Выставка посвящена Китаю, увиденному русскими художниками в 1920 – 1930-е годы, восемьдесят лет назад. За это время облик страны изменился кардинально. Из полуколониальной территории Китай превратился в страну со второй экономикой мира, его города выросли в миллионные мегаполисы с современной архитектурой. Тем ценнее для нас художественные произведения, запечатлевшие реалии и культуру Китая начала ХХ века.

В собрании Ярославского художественного музея хранится более 200 живописных и графических работ М.А. Кичигина (1883–1968) и В.Е. Кузнецовой-Кичигиной (1904–2005), представителей восточной волны русской эмиграции, волею судьбы проживших в Китае не один десяток лет.

Михаил Кичигин получил блестящее художественное образование в Москве, в 1920 году эмигрировал в Китай. Там он встретил Веру Кузнецову, родившуюся в Харбине в семье русских поселенцев, которая стала его ученицей, женой и верной подругой жизни. Кичигины жили в Харбине, затем в Шанхае. Много путешествовали по стране. Они писали пейзажи, портреты, жанровые сцены, работали для церкви, писали театральные декорации, иллюстрировали книги. Ежегодно участвовали в выставках, входили в круг художественной элиты русской эмиграции в Китае.

«Китай – это созерцание, это поэзия, это философия, это страна сказочной красоты. Там поразительное освещение, буквально преображающее природу. Все напоено, пронизано солнцем, отчего кажется почти прозрачным. Небо теплое. Особенно красивы закаты: бирюза, кармин, пурпур, ультрамарин...», – говорила Вера Емельяновна.

Эта экзотическая красота восхищала. Картины Кичигина запечатлели для нас древнюю архитектуру Китая – его великолепные парки и дворцы. Именно в 1920-е годы императорские резиденции (Запретный город, Летний дворец в Пекине) были открыты для публичного посещения. Некоторые изображаемые Кичигиными объекты время не пощадило, многие сохранились до наших дней.

Живя в Китае, художники создали целую портретную галерею местного населения, своеобразный «Китай в лицах». Это десятки работ маслом, акварелью, пастелью, сангиной, углем. Среди них знатные чиновники, торговцы, монахи, рикши, кули, нищие. Искусство Михаила Александровича Кичигина и Веры Емельяновны Кузнецовой-Кичигиной – яркая, интересная, особая страница российской культуры ХХ века, соединившая два столь различных мира: Запад и Восток.

СПОР О БОРОДЕ

с 12 декабря 2017, Митрополичьи палаты (Волжская набережная, 1)

Цена билета: 200 руб., льготный – 150 руб.

Впервые в ярославском музейном пространстве рассказано об историческом событии художественными средствами с использованием аудиовизуальных и мультимедийных технологий. Без экскурсовода, без этикеток, экспозиция сама вовлекает зрителей в диалог – спор – рассуждение. Перед посетителем разворачивается оригинальное музейное действо с подлинными произведениями XVIII–XX веков, анимацией, музыкой, светом и звуком.

В Митрополичьих палатах летом 1705 года состоялся спор – «рассуждение о бороде» Димитрия Ростовского, связанный с указом Петра I о бритье бород. Это событие стало символическим базовым элементом проекта. Отношение к бороде в России – часть культурного кода и самоидентификации нации, связанной с православной традицией – «без бороды и в рай не пустят», позже – идеологией, сейчас – модой.

«Спор о бороде» включает подлинные произведения из собрания ЯХМ (иконопись, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство), специально созданный анимационный фильм об историческом событии и видеоарт, представляющий «рассуждения о бороде» наших современников. Текст для звукового сопровождения экспозиции разработан ведущими специалистами отдела древнерусского искусства ЯХМ, «голосами» экспозиции стали Сергей Филиппович Куценко, заслуженный артист РФ и Виктория Викторовна Горшкова, заслуженный работник культуры РФ.

В 2016 году проект «Спор о бороде» стал победителем грантового конкурса музейных проектов «Меняющийся музей в меняющемся мире» (2016/2017) Благотворительного фонда В. Потанина в номинации «Музейный старт».

Посещение по сеансам с 10:00 до 17:00 каждый час
Максимальное количество человек на сеансе – 20 человек
Желательна предварительная запись по тел. (4852) 72-92-87