ФОТОЭСТАФЕТА

31 мая – 25 августа 2019, Губернаторский дом (Волжская набережная, 23)

Цена билета: 150 руб., льготный – 100 руб.

«Фотоэстафета» – выставка, на которой представлены 137 произведений из собрания «Мультимедиа арт музея» Москвы. В этих работах – более 80 лет истории фотоискусства и истории страны, запечатлённой в лицах, ситуациях, образах.

Это наиболее интересная часть огромной коллекции советской и российской фотографии, которую больше десятилетия собирали два профессиональных фотографа – Юрий Рыбчинский и Эдуард Гладков. Именно они в 1993 году создали в России первый неофициальный «Музей фотографических коллекций».

До недавнего времени фотография в нашей стране во многом была прикладным искусством, призванным лишь иллюстрировать достижения Страны Советов, ее поступательное, неумолимое движение к вершинам социализма. О том, что фотография – искусство, непрерывно развивающееся по своим законам, говорящее на своем языке, имеющее множество стилевых направлений и жанров, помнили немногие. Еще меньше было людей, сознающих необходимость кропотливого собирательства фотографии. Рыбчинский и Гладков оказались увлеченными исследователями непростой истории отечественной фотографии. Произведения подбирались с определенной целью – показать эту историю в непрерывном развитии, объективно представить наиболее заметное, талантливое.

История фотографии, представленная на выставке, начинается с 1920-х годов. Как называют эту эпоху Рыбчинский и Гладков: «время Александра Родченко». Он оказал большое влияние на всех последующих авторов, был одним из основоположников конструктивизма, родоначальником дизайна и рекламы в СССР. Увидеть развитие фотоискусства можно в советской репортажной съемке (в частности, военных лет), живописной фотографии, пикториализме, а также в работах концептуалистов. Порой стиль и содержание снимков формируют настроения, вызванные политическими особенностями разного времени.

Среди авторов – не только москвичи, петербуржцы и представители знаменитой прибалтийской школы, но и фотографы из Йошкар-Олы, Казани и других городов всей огромной страны.

НАЧАЛО

12 апреля – 26 мая 2019, Губернаторский дом (Волжская набережная, 23)

Цена билета: 150 руб., льготный – 100 руб.

На выставке «Начало» представлены произведения, ставшие основой коллекции Ярославского художественного музея, который в этом году отметит свое столетие. Настоятельная потребность в нем появилась в начале XX столетия, когда в Ярославле сформировалась среда художников-профессионалов, и творческая интеллигенция стала осознавать значимость художественного и эстетического воспитания. Кроме того, в городе давно работали Городские классы рисования.

Воплощением идеи в жизнь занялось Ярославское художественное общество, а также Общество защиты и сохранения в России памятников искусства и старины. Фонд будущей галереи начал наполняться с 1913 года: Васнецов, Айвазовский, Поленов, Переплетчиков, Корин, Куликов и другие. Часть работ передает в Ярославль в 1914 году Академия художеств, чтобы поддержать создание музея.

Пополнению коллекции немало способствовала выставочная деятельность Ярославского художественного общества – с выставок осуществлялся отбор произведений для будущей галереи.

К 1918 году в собрании уже имелось не менее 50 произведений. Вскоре появилось и здание на Которосльной набережной – нынешнее Ярославское епархиальное управление.

День 5 декабря 1919 принято считать официальной датой рождения музея. К этому моменту оформилось учреждение, способное начать выполнение возложенных на него задач: оно имело коллекцию, здание, администрацию.

ДИАЛОГ. ЕВСЕЙ МОИСЕЕНКО И ВАЛЕНТИН ЛЕОНТЬЕВ

23 марта – 16 июня 2019, Губернаторский дом (Волжская набережная, 23)

Цена билета: 80 руб., льготный – 60 руб.

Выставка картин двух художников – Евсея Моисеенко и Валентина Леонтьева – открывается в Ярославском художественном музее 23 марта. Их творческие пути пересеклись в первой половине XX столетия и переросли в дружбу на фоне трагической судьбы.

Оба приехали из провинции в Ленинград, став учениками Института живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской академии художеств. Их наставник – человек абсолютного живописного слуха Александр Осмеркин.

В годы Великой Отечественной войны оба стали добровольцами. Сражались на Ленинградском фронте. Были в плену. Освобождены. Моисеенко и Леонтьев успешно окончили Академию только в 1947 году. Первый остался в городе на Неве и стал одним из ярких представителей ленинградской школы живописи. Леонтьев вернулся в родной Ярославль, с которым связана его творческая биография: здесь он рисовал и более тридцати лет преподавал в художественном училище. Воспитал плеяду ярославских живописцев, среди которых Адольф Булдыгин, Юрий Жарков, Михаил Кораблёв и Николай Мухин.

На экспозиции представлены два десятка картин авторов. Моисеенко работал в жанре портрета и натюрморта. Сочетал точный, чеканный рисунок и тоновое моделирование формы со свободной живописной манерой, доходящей до экспрессии. Леонтьев – предпочитал натюрморты и пейзажи, изображая тихий Ярославль и его окрестности

АНТИЧНЫЕ ВАЗЫ из собрания Государственного исторического музея

с 1 февраля по 23 июня 2019, Музей зарубежного искусства (Советская площадь, 2)

Цена билета: 150 руб., льготный – 100 руб.

Античная вазопись – одна из жемчужин мирового изобразительного искусства. Ее отличает высочайшее мастерство гончаров и художников, яркая образность сюжетов и запоминающийся орнаментальный стиль.

Выставка представляет историю развития искусства древнегреческой вазописи с середины II тысячелетия до н.э. по III в. до н.э. Наиболее ранние – изготовленные на Крите фигурные парфюмерные сосуды с геометрическим орнаментом, а также микенские кратериски (XV–XIII вв. до н.э.).

Расцвет древнегреческой вазописи VI–V вв. до н.э. представлен чернофигурными и краснофигурными сосудами аттических мастеров. Особый интерес представляет серия пелик «керченского стиля» IV в. до н.э., на которых афинские мастера изобразили мифологических обитателей Северного Причерноморья. На выставке представлены и изделия мастеров Южной Италии IV в. до н.э. Наиболее поздние экспонаты – пелики, изготовленные в технике «Западного склона» иллюстрируют собой закат античной вазописи.

Изображенные на вазах персонажи – греческие боги Афина, Дионис и его окружение, Геракл, фантастические персонажи (грифоны, амазонки, аримаспы, кентавры), люди, животные и окружающие их предметы – оживляют перед посетителем древнегреческую историю и мифологию.

В числе экспонатов представлены вазы не только из бывших частных собраний, но и из регулярных раскопок в Северном Причерноморье, на территории современных России и Украины, что дает возможность иллюстрировать еще одну сюжетную линию – историю греческих колоний на берегах Черного моря.

Всего выставка включает 62 античные вазы из собрания Государственного исторического музея, представляющие обширный период от XVIII в. до н.э. до III в. до н.э. и дающие представление об основных этапах развития древнегреческой вазописи. Столь представительная выставка шедевров античного искусства из Исторического музея экспонируется в Ярославле впервые.

ТА САМАЯ БАРБИ. Из собрания Л. Коноровой (Ярославль)

с 23 февраля по 8 сентября 2019, Музей зарубежного искусства (Советская площадь, 2)

Цена билета: 80 руб., льготный – 60 руб.

В 2019 году одной из самых известных и успешных игрушек в мире – кукле Барби – исполняется 60 лет.

Создательницей Барби стала Рут Хэндлер, супруга основателя фирмы Mattel Эллиота Хэндлера. Идея создания «взрослой куклы» для маленьких девочек появилась у Рут, когда она увидела, что в играх ее дочери Барбары со сверстницами бумажные куклы, изображающие красавиц-моделей, пользуются большей популярностью, чем куклы-дети. Немного подумав, Рут Хэндлер решила выпустить куклу, при помощи которой девочки могли бы в полной мере «играть во взрослых».

Первая Барби была темноволосой и носила прическу “конский хвост”; у нее в ушах были перламутровые сережки, на ногах – открытые босоножки на каблуке, а одета она была в черно-белый полосатый купальник.

Уже в 1960-е годы одежду для Барби начали разрабатывать самые известные модельные дома, и вскоре кукла стала одной из самых модных и утонченных в мире. Ив Сен-Лоран, Пьер Карден и Жан Поль Готье пришли к мнению, что шить наряды для Барби не менее престижно, чем для голливудских знаменитостей.

Дизайнеры много экспериментировали с цветом и длиной волос Барби, которые то укорачивались, то «отрастали». Кукла становилась более подвижной: ее «научили» сгибать и поворачивать все части тела, и Барби стала велосипедисткой, наездницей, спортсменкой, танцовщицей…

С 1959 года внешность Барби значительно менялась несколько раз, но только в конце 1990-х годов лицу и телу куклы придали более естественные пропорции.

Фирма Mattel выпускала кукол Барби разных национальностей, одетых в народные костюмы, и «учила» игрушку говорить на разных языках. И, конечно, за 60 лет жизни знаменитая кукла сделала карьеру во многих областях: например, она побывала стюардессой, врачом, бизнес-леди, рок-звездой, военным летчиком, пожарным, учительницей, и даже кандидатом в президенты.

История Барби продолжается, и хотя у нее появлялись и продолжают появляться сильные конкурентки на мировом рынке игрушек для девочек, она остается одной из самых популярных кукол в мире.

КИТАЙ. Таким он был

с 29 декабря 2018, Музей зарубежного искусства (Советская площадь, 2)

Цена билета: 80 руб., льготный – 60 руб.

Выставка посвящена Китаю, увиденному русскими художниками в 1920 – 1930-е годы, восемьдесят лет назад. За это время облик страны изменился кардинально. Из полуколониальной территории Китай превратился в страну со второй экономикой мира, его города выросли в миллионные мегаполисы с современной архитектурой. Тем ценнее для нас художественные произведения, запечатлевшие реалии и культуру Китая начала ХХ века.

В собрании Ярославского художественного музея хранится более 200 живописных и графических работ М.А. Кичигина (1883–1968) и В.Е. Кузнецовой-Кичигиной (1904–2005), представителей восточной волны русской эмиграции, волею судьбы проживших в Китае не один десяток лет.

Михаил Кичигин получил блестящее художественное образование в Москве, в 1920 году эмигрировал в Китай. Там он встретил Веру Кузнецову, родившуюся в Харбине в семье русских поселенцев, которая стала его ученицей, женой и верной подругой жизни. Кичигины жили в Харбине, затем в Шанхае. Много путешествовали по стране. Они писали пейзажи, портреты, жанровые сцены, работали для церкви, писали театральные декорации, иллюстрировали книги. Ежегодно участвовали в выставках, входили в круг художественной элиты русской эмиграции в Китае.

«Китай – это созерцание, это поэзия, это философия, это страна сказочной красоты. Там поразительное освещение, буквально преображающее природу. Все напоено, пронизано солнцем, отчего кажется почти прозрачным. Небо теплое. Особенно красивы закаты: бирюза, кармин, пурпур, ультрамарин...», – говорила Вера Емельяновна.

Эта экзотическая красота восхищала. Картины Кичигина запечатлели для нас древнюю архитектуру Китая – его великолепные парки и дворцы. Именно в 1920-е годы императорские резиденции (Запретный город, Летний дворец в Пекине) были открыты для публичного посещения. Некоторые изображаемые Кичигиными объекты время не пощадило, многие сохранились до наших дней.

Живя в Китае, художники создали целую портретную галерею местного населения, своеобразный «Китай в лицах». Это десятки работ маслом, акварелью, пастелью, сангиной, углем. Среди них знатные чиновники, торговцы, монахи, рикши, кули, нищие. Искусство Михаила Александровича Кичигина и Веры Емельяновны Кузнецовой-Кичигиной – яркая, интересная, особая страница российской культуры ХХ века, соединившая два столь различных мира: Запад и Восток.

ОЧИЩЕННЫЕ ОГНЕМ. Меднолитая пластика XVII–XX вв. из собрания музея

март – ноябрь 2019, Митрополичьи палаты (Волжская набережная, 1)

Цена билета: 80 руб., льготный – 60 руб.

Выставка «Очищенные огнем» открывается 21 марта в отделе древнерусского искусства. На экспозиции представлено 160 произведений меднолитой пластики XVII – начала XX веков из собрания музея. Коллекция формировалась несколько десятилетий, пополнялась дарами частных лиц, закупками и коллекционными поступлениями. С 2018 года все произведения прошли реставрацию.

На выставке экспонируются памятники, представляющие традиционный промысел русского старообрядчества. Это складни, иконы и кресты, выполненные из медного сплава, многие украшены цветными эмалями. Их производство связано с многократным обжигом в печах, поэтому их называли «прошедшими огненное крещение», «очищенными огнем».

Памятники представляют разные художественные центры и разные течения старообрядческого вероучения. Это отразилось в их композиции, украшении, надписях. Мастерство исполнителя превращало тиражную работу в уникальное произведение искусства. Эти памятники отличает высокий художественный уровень, что напоминает о ценности профессионального мастерства в любом промысле.
ДИВНОЕ ДИКОЕ ПОЛЕ

27 апреля – 29 сентября 2019, Дом-музей скульптора-академика А.М. Опекушина (Ярославская обл., Некрасовский район, с. Рыбницы)

Вход свободный

Туристический сезон в Доме-музее скульптора-академика А.М. Опекушина открывается вернисажем выставки «Дивное дикое поле», которая представляет гербарные образцы из собрания музея-заповедника «Дивногорье» (Воронежская область).

Это первый в истории филиала межмузейный проект, знакомящий с растительностью лесов, лугов, степей и меловых склонов Дивногорья. Флора заповедника интересна и многообразна. Каждый вид имеет свои удивительные особенности, позволяющие выживать и даже процветать в непростых условиях южной лесостепи.

Гербаризация – способ сохранения растений, существующий несколько сотен лет. Первые гербарии создавались в середине XVI века в Италии и имели вид книги с приклеенными частями растений. Позднее растения стали прикреплять свободно на отдельные листы бумаги. Гербарий – незаменимый источник ботанических сведений, позволяющий сохранять для науки подлинные документы природы – образцы современной и исчезающей растительной жизни.

Зрительные впечатления дополняются ароматами трав и деревьев, разработанными специально для выставки. С ними погружение в мир флоры заповедника становится более полным.

Выставка «Дивное дикое поле» предназначена всем, кто за долгую зиму соскучился по летним краскам и цветущим растениям и хочет вдохновиться их красотой. Надеемся, что в ком-то из посетителей эта выставка пробудит стремление глубже изучить удивительный и хрупкий растительный мир.

Ярославский художественный музей + арт-студия «Синяя птица» = 15 лет дружбы

24 мая – 29 сентября 2019, Дом-музей скульптора-академика А.М. Опекушина (Ярославская обл., Некрасовский район, с. Рыбницы)

Вход свободный

Юбилейная выставка арт-студии «Синяя птица» в Доме-музее скульптора-академика А.М. Опекушина посвящена столетию Ярославского художественного музея.

Итоговая выставка образцового детского коллектива (руководитель – Кожохина Светлана Константиновна) в музейном пространстве раскрывает взгляд каждого художника – творца арт-студии на взаимодействие с Ярославским художественным музеем, показывает хронологию семейных занятий и отношение каждого студийца к музею.

Пожалуй, самым важным направлением деятельности арт-студии является осуществление семейного социокультурного образовательного проекта «Семья в мире искусства», основная цель которого – укрепление семьи средствами искусства, совместная творческая деятельность детей и родителей.

С 2003 года проводятся семейные занятия в Ярославском художественном музее, который постепенно доверяет ребятам свои тайны, открывает историю и становится творческой лабораторией. Занятия самые разные: посещение экспозиций и выставок, беседы об искусстве, встречи на временных выставках с авторами современного искусства, участие в мастер-классах, которые проводят профессиональные художники, творческие семейные мастерские, экскурсии по городу, концерты.

На выставке представлены творческие работы студийцев «Синей птицы» в возрасте от пяти до восемнадцати лет, которые являются одним из способов эффективного взаимодействия авторов с миром и самим собой.

СПОР О БОРОДЕ

с 12 декабря 2017, Митрополичьи палаты (Волжская набережная, 1)

Цена билета: 200 руб., льготный – 150 руб.

Впервые в ярославском музейном пространстве рассказано об историческом событии художественными средствами с использованием аудиовизуальных и мультимедийных технологий. Без экскурсовода, без этикеток, экспозиция сама вовлекает зрителей в диалог – спор – рассуждение. Перед посетителем разворачивается оригинальное музейное действо с подлинными произведениями XVIII–XX веков, анимацией, музыкой, светом и звуком.

В Митрополичьих палатах летом 1705 года состоялся спор – «рассуждение о бороде» Димитрия Ростовского, связанный с указом Петра I о бритье бород. Это событие стало символическим базовым элементом проекта. Отношение к бороде в России – часть культурного кода и самоидентификации нации, связанной с православной традицией – «без бороды и в рай не пустят», позже – идеологией, сейчас – модой.

«Спор о бороде» включает подлинные произведения из собрания ЯХМ (иконопись, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство), специально созданный анимационный фильм об историческом событии и видеоарт, представляющий «рассуждения о бороде» наших современников. Текст для звукового сопровождения экспозиции разработан ведущими специалистами отдела древнерусского искусства ЯХМ, «голосами» экспозиции стали Сергей Филиппович Куценко, заслуженный артист РФ и Виктория Викторовна Горшкова, заслуженный работник культуры РФ.

В 2016 году проект «Спор о бороде» стал победителем грантового конкурса музейных проектов «Меняющийся музей в меняющемся мире» (2016/2017) Благотворительного фонда В. Потанина в номинации «Музейный старт».

Посещение по сеансам с 10:00 до 17:00 каждый час
Максимальное количество человек на сеансе – 20 человек
Желательна предварительная запись по тел. (4852) 72-92-87

ОБРЕТЕНИЕ. Иконы из собрания Ярославского художественного музея

13 февраля – 31 мая 2019, Государственный исторический музей (Москва, Красная площадь, 1)

Государственный исторический музей и Ярославский художественный музей представляют выставку "Обретение", посвященную спасенным иконам из разоренных храмов Ярославля. На ней экспонируется 36 икон XVI – начала XX в., многие из которых никогда ранее не выставлялись.

Все они были в 1930 г. сокрыты, а потом найдены на чердаке музейного здания – Митрополичьих палат – в 1977 г. Об обстоятельствах обнаружения икон вспоминала главный хранитель Ярославского художественного музея в эти годы Т.Л. Васильева: «В 1977 г. ...музею предстояло ...подготовить здание к размещению в нем экспозиции отдела древнерусского искусства… В феврале … были присланы плотники для проверки состояния перекрытий в местах протечек. Во время этих работ и были обнаружены две иконы на чердаке здания». Т.Л. Васильева и заведующая отделом реставрации А.Н. Клячина обследовали чердак и нашли еще несколько икон. «Иконы были уложены на деревянные перекрытия “лицом” вниз, на темную плотную бумагу. Сверху толстым слоем лежала земляная засыпка и мелкий строительный мусор… Несмотря на тяжелые условия, в которых долгое время находились иконы, на удивление их состояние было вполне сносным…Их внушительные размеры, разнообразные сюжеты, качество исполнения поражали воображение».

Как все было на самом деле, кто был инициатором сокрытия этого «клада», наверное, мы не узнаем никогда. Но иконы были спасены, стали своеобразным посланием в будущее.

Идея создания выставочного проекта, посвященного иконам с чердака, оформилась лишь в начале XXI в., когда музей целенаправленно стал реставрировать произведения. Работы выполнялись как реставраторами музея А.Н. Клячиной, Л.Д. Рыбцевой, Т.Л. Шабановой, Т.В. Смоляниновой, Д.В. Лосевой, Е.В. Лябиной, так и дипломниками Московской государственной художественно-промышленной академии им. С.Г. Строганова под руководством Е.И. Серегиной. С помощью опытного наставника ребята сделали почти невозможное: в короткие сроки отреставрировали более десятка крупноформатных памятников.

Хочется надеяться, что иконы, представленные на выставке, не только заинтересуют своей безусловной художественной ценностью, но и заставят задуматься о проблемах реставрации и сохранения памятников, об изменениях в отношении к иконам в науке и обществе, о людях, спасавших эти произведения.