СПОР О БОРОДЕ

с 12 декабря 2017, Митрополичьи палаты

Цена билета: Полный – 200 руб., льготный – 150 руб.

12 декабря в Митрополичьих палатах открывается выставочный проект «Спор о бороде». Впервые в ярославском музейном пространстве рассказано об историческом событии художественными средствами с использованием аудиовизуальных и мультимедийных технологий. Без экскурсовода, без этикеток, экспозиция сама вовлекает зрителей в диалог – спор – рассуждение. Перед посетителем разворачивается оригинальное музейное действо с подлинными произведениями XVIII–XX веков, анимацией, музыкой, светом и звуком.

В Митрополичьих палатах летом 1705 года состоялся спор – «рассуждение о бороде» Димитрия Ростовского, связанный с указом Петра I о бритье бород. Это событие стало символическим базовым элементом проекта. Отношение к бороде в России – часть культурного кода и самоидентификации нации, связанной с православной традицией – «без бороды и в рай не пустят», позже – идеологией, сейчас – модой.

«Спор о бороде» включает подлинные произведения из собрания ЯХМ (иконопись, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство), специально созданный анимационный фильм об историческом событии и видеоарт, представляющий «рассуждения о бороде» наших современников. Текст для звукового сопровождения экспозиции разработан ведущими специалистами отдела древнерусского искусства ЯХМ, «голосами» экспозиции стали Сергей Филиппович Куценко, заслуженный артист РФ и Виктория Викторовна Горшкова, заслуженный работник культуры РФ.

В 2016 году проект «Спор о бороде» стал победителем грантового конкурса музейных проектов «Меняющийся музей в меняющемся мире» (2016/2017) Благотворительного фонда В. Потанина в номинации «Музейный старт».

Посещение по сеансам с 10:00 до 17:00 каждый час
Максимальное количество человек на сеансе – 20 человек
Желательна предварительная запись по тел. (4852) 72-92-87

ЮБИЛЕЙНАЯ ВЫСТАВКА НАРОДНОГО ХУДОЖНИКА СССР АЛЕКСАНДРА ШИЛОВА

30 ноября 2017 – 28 января 2018, Губернаторский дом

Цена билета: Полный – 200 руб., льготный – 100 руб.

Выставка в Ярославском художественном музее посвящена 20-летию «Московской государственной картинной галереи народного художника СССР А. Шилова» и представляет 35 живописных полотен народного художника СССР, академика Российской академии художеств Александра Максовича Шилова.

Двадцать лет назад Государственная Дума и Правительство Москвы единогласным постановлением учредили «Московскую государственную картинную галерею народного художника СССР А. Шилова». В основе коллекции было 355 работ, переданных Шиловым в дар Отечеству.

Высочайший уровень живописного мастерства, глубина психологического проникновения и широта творческого диапазона, позволившая художнику создать сложную и многообразную картину духовной жизни современной России, поражают своей масштабностью и величием. Народные образы, полотна, отмеченные остротой социального звучания, портреты представителей творческой интеллигенции, священнослужителей, прекрасные женские образы, созданные А. Шиловым, вызывают у зрителей живое чувство сопричастности.

Выставка в Ярославле представляет портретную живопись – основной жанр творчества Шилова. С самых первых шагов в искусстве и по сей день Шилов пишет героев великой войны. «Энциклопедией русской жизни» и «историей уникального поколения» называют полотна А. Шилова. «Я пытаюсь донести до зрителя, что величественнее и священнее того поступка, что совершили эти люди десятилетия назад, просто не существует. Они заслужили память на века!», – говорит Александр Шилов.

Художник часто обращается к теме духовенства, и нередко его спрашивают о причинах интереса к священнослужителям. А. Шилов говорит: «Эти люди интересны мне также, как и другие герои моих картин. Ряса не делает их святыми, если человек добр, то он добр и без рясы, если человек чист, то он чист всегда».

Мастер создал блистательную галерею наших современников. Зрители выставки увидят портреты известных артистов и режиссеров (Евгения Матвеева, Михаила Козакова, Эльдара Рязанова), художников, писателей, политиков. Говоря о своих героях, художник отмечает: «Они интересны для меня своим образом, внутренним миром… Я пишу не профессию, я пишу человека, и моя задача – мысленно заглянуть в его самую суть, узнать, что у него в сердце, в душе».

ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ. Столы, скатерти, фарфор, графика из собрания музея

24 ноября 2017 – 04 ноября 2018, Митрополичьи палаты

Цена билета: Полный – 80 руб., льготный – 60 руб.

Выставка «Главный герой» представляет 14 столов, 14 скатертей, 9 сервизов, 11 ваз и 5 графических произведений из собрания музея. Тема выставки не случайна, она демонстрирует многообразие нашей коллекции, в которую входит не только живопись, но и произведения декоративно-прикладного искусства. Так как значительную часть коллекции мебели в музее составляют столы, выполненные в разное время, в разных стилях и направлениях, именно стол выбран главным героем выставки. Вы сможете увидеть массивные обеденные столы; столы-«геридоны» на одной ножке-колонне по центру, обычно они богато украшались резьбой и являлись подставкой для ваз, канделябров или ламп, нередко служили журнальными столиками или стояли в прихожей у зеркала; декоративные столы с резьбой в ориентальном (восточном) стиле; ломберные столы для игры в карты; туалетные столики для дам.

Главную роль стол играл и в семейном укладе: за большим столом собиралась в течение дня семья, за столом вели приятные беседы, читали литературные произведения, занимались рукоделием. Стол часто становился важной частью композиции в портретах, жанровых картинах, натюрмортах, интерьерной живописи. Признанным мастером интерьерной живописи был работавший в России итальянский художник Луиджи Премацци. На рисунке из собрания музея Премацци изобразил свою мастерскую. В произведении Александра Малыгина изображена первая экспозиция Ярославского художественного музея, располагавшаяся в здании старой Духовной Консистории на Которосльной набережной. Малыгин в 1921–1929 годах был первым хранителем и заведующим Ярославской художественной галереей, как тогда назывался наш музей.

Главным компаньоном стола всегда была скатерть. На выставке в основном представлены не обеденные скатерти белого цвета, а полихромные для декоративного оформления интерьеров. Это скатерти из разных материалов: хлопка, шерсти, жаккарда. Особый интерес представляют скатерти с разной техникой ручной вышивки. Иногда на изготовление таких скатертей в домашних условиях уходили годы. Их передавали из поколения в поколения как дорогое наследство.

И, конечно, украшением любого стола были сервизы. На выставке представлены столовые, чайные, кофейные сервизы XIX – начала XX веков. Особый интерес представляют гербовый сервиз и редко встречающийся сервиз для шоколада. Три сервиза на выставке экспонируются впервые.

УВЕЗУ ТЕБЯ Я В ТУНДРУ

17 ноября 2017 – 11 марта 2018, Музей зарубежного искусства

Цена билета: Полный – 80 руб., льготный – 60 руб.

Художественные и пластические образы Крайнего Севера России стали темой выставки «Увезу тебя я в тундру». Сурова природа побережья Ледовитого океана: полярная ночь, сорокоградусные морозы, короткое холодное лето. Но и в этих условиях веками живут люди. Коренные народы Севера – эскимосы, якуты, чукчи, эвенки – на протяжении поколений занимались здесь оленеводством, охотой, рыболовством, они научились существованию в удивительной гармонии с окружающим миром, и прославляли его в своих сказаниях, песнях, декоративном искусстве, создав самобытную высокую культуру.

С 1930-х годов началось освоение районов Крайнего Севера. Добыча природных ископаемых в этом регионе стала важнейшей государственной задачей, над выполнением которой трудились заключенные ГУЛАГа. После смерти И.В. Сталина с 1950-х годов осваивать Заполярье надо было уже силами добровольцев. Возникла необходимость сформировать притягательный для молодежи образ этого далекого сурового края. В Чукотку и Магаданскую область направлялись в творческие командировки художники, на государственном уровне поддерживалась деятельность созданных еще в 1930-е годы художественных артелей чукотских резчиков по моржовым клыкам. В советском искусстве 1950–1960-х годов сложился целый пласт произведений, посвященных эпической красоте тундры и северного морского побережья, быту и труду коренных народов севера.

На выставке Ярославского художественного музея представлены 25 работ ведущих графиков на «чукотскую тему» и произведения мастеров косторезной мастерской в чукотском селе Уэлен.

ТУМАННЫЙ АЛЬБИОН НА ВОЛЖСКИХ БЕРЕГАХ

Выставка продлена до 17 декабря 2017, Музей зарубежного искусства

Цена билета: Полный – 150 руб., льготный – 100 руб.

На выставке «Туманный Альбион на волжских берегах» представлены живопись, акварели, портретная миниатюра и произведения декоративно-прикладного искусства, исполненные британскими художниками, из собрания Сергея и Татьяны Подстаницких (Москва).

XVIII – начало XIX века – период расцвета национального английского искусства, время, когда английская школа живописи выдвигает плеяду талантливейших мастеров и занимает одно из первых мест в Европе. «Золотой век» английской живописи по праву связывают с замечательными достижениями в портретном жанре. На выставке можно будет познакомиться с работами знаменитых английских портретистов, в числе которых Сэр Джошуа Рейнольдс – первый президент Королевской академии художеств, выдающийся художник, прославившийся замечательными по сходству, выразительности, смелой и сочной манере письма портретами, Томас Лоуренс – автор виртуозных и чрезвычайно эффектных портретов английской и европейской аристократии, Ангелика Кауфман – живописец и график, одна из талантливейших и образованнейших женщин века Просвещения.

Укреплявшиеся со второй половины XVIII века культурные связи России и Великобритании не могли не проявиться в области изобразительного искусства. Многие мастера, произведения которых представлены в экспозиции, работали в России. По воспоминаниям современников, имя британского художника Джорджа Доу в нашей стране довольно долго было синонимом таланта и успеха. По приглашению Александра I он работал над Военной галереей Зимнего дворца, писал портреты членов царской семьи, придворных, министров, военачальников. В числе представленных на выставке работ Джорджа Доу можно будет увидеть портрет Александра I, чей образ живописцу особенно удавался.

По-английски благородны и изящны акварельные портреты и портретные миниатюры на кости – произведения, отличающийся особой тонкостью письма, требующие высокого колористического мастерства и совершенного владения рисунком, в силу своей хрупкости редко предстающие перед публикой в музейных залах.

Экспозицию дополняют произведения декоративно-прикладного искусства: керамика и копии гемм, изготовленные Джеймсом Тасси – создателем «всеевропейской» коллекции слепков, изобретателем оригинальной рецептуры стеклянной пасты, изделия из которой по сей день носят его имя.

Онлайн экскурсия по выставке. Джошуа Рейнольдс

Онлайн экскурсия по выставке. Ангелика Кауфман и Томас Лоуренс

Онлайн экскурсия по выставке. Джордж Доу

ДОРОГАЯ МОЯ СТОЛИЦА. Живопись, графика из собрания музея

8 сентября – 17 декабря 2017, Губернаторский дом

Цена билета: Полный – 70 руб., льготный – 50 руб.

Название выставке дали строки из гимна нашей столицы. Гимном Москве стали и представленные ярославским зрителям семнадцать живописных и акварельных работ из собрания Ярославского художественного музея. Вся «московская» коллекция музея насчитывает более ста произведений, которые можно увидеть на выставке в цифровом формате. Живописные полотна, посвященные Москве, представлены также и в основной экспозиции музея. Выставка «Дорогая моя столица» подготовлена как подарок Ярославля Москве к ее 870-летнему юбилею.

Самым ранним произведением выставки стал панорамный вид Москвы, созданный в 1861 году А.Д. Беляевым. Интересны приметы времени: белые стены Кремля; построенный, но еще не освященный Храм Христа Спасителя; многочисленные колокольни церквей. На картине А.И. Морозова 1944 года – Театральный проезд. Идет Великая Отечественная война, но враг уже отброшен от границ города, и жизнь москвичей постепенно налаживается. Радостный гомон улиц и площадей столицы слышится с акварелей В.Н. Сигорского. Исполненные в 1960-е годы работы серии «Москва» передают атмосферу столицы периода «оттепели»: радость, деловитость горожан. Таинственный и мистический образ улицы Кузнецкий мост создает на своем полотне художник В.Е. Брайнин. Новостройки Москвы – тема работ О.В. Мунц и Г.Ф. Базурина. Художника А.В. Щербакова привлекают уютные старые улочки Замоскворечья.

У каждого живописца своя Москва: парадная, узнаваемая, открыточная или трогательно провинциальная, хранящая старину, уют и покой. Таков, наверное, и сам этот город, с многовековой историей, с древними церквами и особняками и смелыми архитектурными экспериментами новейшей эпохи.

Устроители выставки надеются, что она вызовет отклик в сердцах ярославцев и гостей города, и каждый найдет на ней отражение «своей» Москвы.