ЗИНАИДА СЕРЕБРЯКОВА. Из собрания Государственного Русского музея

6 сентября – 16 декабря 2018, Губернаторский дом

Цена билета: 200 руб., льготный – 100 руб.

Выставка Зинаиды Серебряковой из собрания Государственного Русского музея – главное событие осеннего выставочного сезона в Ярославле. Русский музей – хранитель одной из крупнейших коллекций художницы, в которой насчитывается 60 живописных и около 200 графических произведений, отражающих все этапы творчества художницы.

Экспозиция в Ярославском художественном музее, состоящая из 34 произведений живописи и графики, дает возможность познакомиться с различными периодами и основными темами, в которых работала Зинаида Серебрякова, одна из первых выдающихся женщин-художниц, вошедших в историю живописи.

Экспозиция в Ярославском художественном музее представит и работы, написанные в родовом имении Нескучное под Харьковом, и картины петербургского периода, и произведения, созданные в Париже. Зритель увидит такие знаменитые ранние полотна З.Е. Серебряковой, как «Купальщица» (1911), «Портрет Екатерины Николаевны Лансере, рожд. Бенуа, матери художницы» (1912), этюд для картины «Баня» (1912)», работы из крестьянского цикла, этюды к полотну «Беление холста» (1917), «Карточный домик» (1919), великолепные автопортреты (1922 и 1946 гг.), произведения, посвященные искусству балета («Балетная уборная. Балет «Лебединое озеро», «Портрет балерины Л.А. Ивановой» и др.). Достоинство выставки – представление работ и парижского периода, который долгое время оставался малоизвестным. Для художника он был временем надежд на возвращение и встречу с детьми. Уезжая, она думала, что покидает родину на несколько месяцев. Оказалось – навсегда. Но, даже находясь вдали от родины, в Париже, Серебрякова продолжала развивать любимые темы: она писала портреты, например, марокканских детей («Негритянские дети», 1928), прекрасные пейзажи Франции, Италии и Марокко. Выставка представляет всё жанровое разнообразие искусства З.Е. Серебряковой.

Встреча с творчеством Зинаиды Серебряковой – это всегда сильное эмоциональное впечатление живописного освоения действительности, открытого светлого взгляда на мир и доброго отношения к человеку.

Выставка в Ярославском художественном музее открывается в рамках работы проекта «Культурно-выставочный центр Русского музея», будет сопровождаться разнообразными образовательными программами.

ПОПУГАИ. РОСКОШЬ И КРАСОТА

6 октября 2018 – 20 января 2019, Музей зарубежного искусства

Цена билета: 150 руб., льготный – 100 руб.

В XVII–XVIII веках живые попугаи были роскошью и показателем статуса или ремесла. Эти птицы жили и во дворцах аристократов, и на пиратских кораблях. Лишь к XIX веку попугаев научились разводить в неволе, и они стали чаще встречаться в домах европейцев.

Необычная и дорогая птица с ярким оперением привлекала внимание художников. К началу XVIII века образ попугая прочно утвердился в искусстве: в портретной и религиозной живописи и в жанре натюрморта.

Первая фарфоровая мануфактура Европы, Мейсенская, вскоре после открытия приступила к выпуску статуэток попугаев. Был создан тип фарфоровой фигуры попугая на пеньке, на протяжении столетий повторявшийся и на этой фабрике, и на других мануфактурах Европы. К началу XX века на всех фарфоровых фабриках выпускали попугаев. Они были показателями качества производства: чистота отделки и сложность модели, тонкость и гармония росписи, многоцветность, – все это свидетельствовало о технических возможностях фабрики и художественном уровне ее мастеров.

Ярославский художественный музей год назад поставил перед собой задачу собрать коллекцию попугаев, чтобы на выставке показать географию фарфорового производства мира и его качество. Хронология произведений охватывает период с XVIII по конец XX века, представлены более 50 попугаев из 10 стран. Среди них – прежде всего Германия, родина европейского фарфора. Экспонаты из Китая показывают попугаев, изготовленных для местного рынка и на экспорт. Изысканы по цвету попугаи из Дании со сложной подглазурной росписью. Представлен венгерский, чешский и российский фарфор.

Выставка позволяет погрузиться в историю фарфорового производства мира, больше узнать о попугаях и проследить, как их образ отражался в искусстве Европы.

НОВЫЕ ВСТРЕЧИ. Выставка Люси Вороновой

26 сентября – 9 декабря 2018, Губернаторский дом

Цена билета: 80 руб., льготный – 60 руб.

Выставка «Новые встречи» знакомит с творчеством московской художницы Люси Вороновой (Воронова Людмила Владимировна, 1953, Москва). Идея выставки принадлежит известному московскому коллекционеру, куратору выставочных и издательских проектов Юрию Петухову. В экспозиции 40 рисунков из его коллекции.

На московской художественной сцене Люся Воронова появилась давно. За более чем тридцатилетний опыт выставочной деятельности персональные выставки художницы состоялись во многих странах мира: Дания, Германия, Китай, США, Великобритания и др. В сентябре 2013 стала почетным членом Российской академии художеств. У нее есть свой зритель, ценитель, собиратель. Графические листы Вороновой прежде всего – искренняя фиксация личных ощущений от увиденного и пережитого, абсолютно самостоятельное, отдельное высказывание художника, своеобразные дневниковые записи, сделанные линиями, а не словами.

Как правило, рисунки Вороновой – это листочки формата А4, чаще и того меньше. Разных цветов и оттенков (художница любит рисовать на тонированной бумаге), нередко с неровными, оборванными краями, иногда с фрагментами напечатанных на них ранее текстов или какими-то изображениями. Часто листы просто нарезаны из дешевой оберточной бумаги. Воронова работает серийно, циклами, делая по несколько рисунков с одной модели, мотива. Художница не делает в графике правок и исправлений, ей легче начать рисунок заново, сделать еще один вариант, еще одну версию. Искусство Люси Вороновой лишено нравоучений и пафосности, оно не несет в себе программных идей или желания подтолкнуть зрителя к принятию судьбоносных решений. Но работы Вороновой часто говорят куда больше иных программных работ других художников. Они подкупают зрителя особенностью пластики и кажущейся легкостью исполнения, многими определяемую, как «и я так тоже могу», удивительным образом расширяют круг поклонников художницы.

«В каждом Человеке ищу Человека. Люди очень разные, каждый – Космос, загадка, неожиданность. Но в каждом основные, фундаментальные качества неизменны. Любовь, ненависть, надежда, отчаяние, вера – бесконечны, как человечество. Беседую с самыми разнообразными людьми и ищу одну, две, три точки, возможные для диалога. Больше слушаю и человек приоткрывает свою занавеску и открывается огромный мир маленького человека», – из дневниковых записей Люси Вороновой.

СРЕДНЯЯ АЗИЯ. МИРАЖИ

21 сентября – 23 декабря 2018, Музей зарубежного искусства

Цена билета: 80 руб., льготный – 60 руб.

Киргизия, Узбекистан, Таджикистан и Туркмения – четыре страны, известные в мире как Средняя Азия. Таинственная мудрость Востока, минареты, мечети, хлопковые поля и утопающие в зелени оазисы – все это можно увидеть на новой выставке Ярославского художественного музея «Средняя Азия. Миражи».

Художники из центральной России отправлялись в творческие командировки в среднеазиатские республики, результатам которых стали пейзажи, бытовые зарисовки, портреты, представленные на выставке. Эти произведения поступили в собрание музея в советское время, когда страны Средней Азии входили в состав СССР. Особенно выделяются художники, для которых Азия была не только источником вдохновения, но и местом рождения.

Шамухаммед Акмухаммедов, получив образование в Москве, всю жизнь жил и работал в родном Туркестане. Долгие десятилетия прожила в Узбекистане и Ольга Соколова. Живописные и графические работы на выставке отражают и первые впечатления от экзотики Средней Азии, и глубинные корни традиционного уклада древней земли.

Особый раздел экспозиции составляют образцы местной керамики, повторяющей сложившиеся в средневековье каноны. Среди авторских работ 1960-х годов выделяется коллекция таджикской и узбекской расписной игрушки: драконы и всадник на слоне, бараны и птицы – живое воплощение народной фантазии. Авторы этих игрушек – потомственные гончары, наиболее известные в тот период мастера. Традиции многовековой керамической культуры прослеживаются и в производстве декоративной посуды: косы и шокосы (пиалы), тогорочи и блюда повторяют формы и орнаменты, сложившиеся в глубокой древности.

Произведения, представленные на выставке, – миражи и отражения этих далеких стран, которые позволят зрителям почувствовать и погрузиться в атмосферу среднеазиатской культуры.

СПОР О БОРОДЕ

с 12 декабря 2017, Митрополичьи палаты

Цена билета: 200 руб., льготный – 150 руб.

Впервые в ярославском музейном пространстве рассказано об историческом событии художественными средствами с использованием аудиовизуальных и мультимедийных технологий. Без экскурсовода, без этикеток, экспозиция сама вовлекает зрителей в диалог – спор – рассуждение. Перед посетителем разворачивается оригинальное музейное действо с подлинными произведениями XVIII–XX веков, анимацией, музыкой, светом и звуком.

В Митрополичьих палатах летом 1705 года состоялся спор – «рассуждение о бороде» Димитрия Ростовского, связанный с указом Петра I о бритье бород. Это событие стало символическим базовым элементом проекта. Отношение к бороде в России – часть культурного кода и самоидентификации нации, связанной с православной традицией – «без бороды и в рай не пустят», позже – идеологией, сейчас – модой.

«Спор о бороде» включает подлинные произведения из собрания ЯХМ (иконопись, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство), специально созданный анимационный фильм об историческом событии и видеоарт, представляющий «рассуждения о бороде» наших современников. Текст для звукового сопровождения экспозиции разработан ведущими специалистами отдела древнерусского искусства ЯХМ, «голосами» экспозиции стали Сергей Филиппович Куценко, заслуженный артист РФ и Виктория Викторовна Горшкова, заслуженный работник культуры РФ.

В 2016 году проект «Спор о бороде» стал победителем грантового конкурса музейных проектов «Меняющийся музей в меняющемся мире» (2016/2017) Благотворительного фонда В. Потанина в номинации «Музейный старт».

Посещение по сеансам с 10:00 до 17:00 каждый час
Максимальное количество человек на сеансе – 20 человек
Желательна предварительная запись по тел. (4852) 72-92-87

ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ. Столы, скатерти, фарфор, графика из собрания музея

24 ноября 2017 – 04 ноября 2018, Митрополичьи палаты

Цена билета: 80 руб., льготный – 60 руб.

Выставка «Главный герой» представляет 14 столов, 14 скатертей, 9 сервизов, 11 ваз и 5 графических произведений из собрания музея. Тема выставки не случайна, она демонстрирует многообразие нашей коллекции, в которую входит не только живопись, но и произведения декоративно-прикладного искусства. Так как значительную часть коллекции мебели в музее составляют столы, выполненные в разное время, в разных стилях и направлениях, именно стол выбран главным героем выставки. Вы сможете увидеть массивные обеденные столы; столы-«геридоны» на одной ножке-колонне по центру, обычно они богато украшались резьбой и являлись подставкой для ваз, канделябров или ламп, нередко служили журнальными столиками или стояли в прихожей у зеркала; декоративные столы с резьбой в ориентальном (восточном) стиле; ломберные столы для игры в карты; туалетные столики для дам.

Главную роль стол играл и в семейном укладе: за большим столом собиралась в течение дня семья, за столом вели приятные беседы, читали литературные произведения, занимались рукоделием. Стол часто становился важной частью композиции в портретах, жанровых картинах, натюрмортах, интерьерной живописи. Признанным мастером интерьерной живописи был работавший в России итальянский художник Луиджи Премацци. На рисунке из собрания музея Премацци изобразил свою мастерскую. В произведении Александра Малыгина изображена первая экспозиция Ярославского художественного музея, располагавшаяся в здании старой Духовной Консистории на Которосльной набережной. Малыгин в 1921–1929 годах был первым хранителем и заведующим Ярославской художественной галереей, как тогда назывался наш музей.

Главным компаньоном стола всегда была скатерть. На выставке в основном представлены не обеденные скатерти белого цвета, а полихромные для декоративного оформления интерьеров. Это скатерти из разных материалов: хлопка, шерсти, жаккарда. Особый интерес представляют скатерти с разной техникой ручной вышивки. Иногда на изготовление таких скатертей в домашних условиях уходили годы. Их передавали из поколения в поколения как дорогое наследство.

И, конечно, украшением любого стола были сервизы. На выставке представлены столовые, чайные, кофейные сервизы XIX – начала XX веков. Особый интерес представляют гербовый сервиз и редко встречающийся сервиз для шоколада. Три сервиза на выставке экспонируются впервые.

ДАМСКАЯ СУМОЧКА. Воронежский областной художественный музей им. И.Н. Крамского

12 октября 2018 – 20 января 2019, Воронежский областной художественный музей им. И.Н. Крамского

Выставка «Дамская сумочка» представляет часть собрания декоративно-прикладного искусства Ярославского художественного музея, более 60-ти предметов (сумочки, кошельки, аксессуары).

Коллекцию дамских сумочек XIX-XX веков Ярославский музей собирает с 1980-х годов, в настоящее время она насчитывает более 100 произведений. Среди них сумки европейского производства из гобелена, кожи, замши, металла, расшитые бисером и цветными нитями. Наиболее интересные экспонаты – дамская сумка со свистком, предназначенным для отпугивания хулиганов, кошельки из перламутровых раковин начала XX века, вязанные бисером кошельки.

Дамская сумочка – не просто аксессуар, а один из самых необходимых и важных предметов для женщины, который вмещает целый мир. Изящные и элегантные, фантазийные и удобные, дорогие и не очень, сумочки отражают характер, пристрастия и настроение ее обладательницы.