ОРУДИЕ ЛУКАВСТВА И ПРИТВОРСТВА. Веера XVIII–XX веков из частного собрания

7 апреля – 1 июля 2018, Музей зарубежного искусства

Цена билета: 150 руб., льготный – 100 руб.

Выставка «Орудие лукавства и притворства» представляет коллекцию вееров Ольги Затеевой (Москва) XVIII–XX вв. из Китая, Франции, Италии, Испании, Австрии, Германии, России.

Веер соединил в себе мастерство кружевницы, гравера, живописца, резчика, ювелира. Золотым веком веера, привезенного в Европу из Китая португальскими мореплавателями в XVI в., стал период правления Людовика XIV (1638–1715) до окончания царствования Людовика XVI (1754–1793).

В Российскую империю веера завез Пётр I в XVIII в., а вошли они в моду при Елизавете Петровне, и уже при Екатерине II стали неотъемлемой частью дамского туалета. В основном веера привозили в Россию из Китая, Франции и других европейских стран в качестве дорогих подарков, но были и местные произведения. Эти «снаряды для навевания на лицо прохлады», даже обветшавшие со временем, бережно хранили и передавали по наследству. Начиная с 1870-х гг. в России стало модным украшать интерьеры веерами, эта традиция сохранилась до наших дней.

Век кокетливых маркиз и обольстительных кавалеров создал язык веера, позволяющий не утаивать симпатий в свете. Журнал «Смесь» за 1769 год сообщал: «знающие женщины умеют опахалом изображать разные страсти: ревность, держа у рта свернутое опахало, не говоря ни слова; непристойное любопытство, сохраняя стыдливость, закрывает лицо развернутым опахалом и смотрит на того сквозь кости опахала, на что стыдно смотреть простым глазом, а любовь играет опахалом, как младенцы игрушками, и делает из него все что хочет». В России екатерининского времени этот образный язык назывался маханием.

Китайский веер с конца XVII в. стал непременным атрибутом великосветской дамы, а в первой половине XIX в. он превратился в невероятно модный и почти обязательный аксессуар. «На бале… ради Бога, не забудьте букета и китайского опахала, иначе подумают, что вы из Камчатки», – давал наставления журнал «Северная пчела» в 1833 г. Спрос на них был столь велик, что их просто не хватало, и веера в Европе и России стали делать на китайский манер в стиле шинуазри. В коллекции Ольги Затеевой представлены несколько китайских вееров. Самый ранний конца XVIII в. – резной костяной, два с лаковым станком 1840–1850-х гг.

К концу XIX столетия веер увеличился в размере вдвое, в его исполнении нашли применение новый материал – целлулоид – и новая техника печати – хромолитография, которые стали применяться при изготовлении остова. Наравне с веерами-гигантами были популярны небольшие, изысканные веера-баллоны, украшавшиеся тонкой живописью или арабесками из пайеток.

Мода на веера – эти милые орудия лукавства и притворства – сохранялась до 1920-х годов, в наши дни веер представляется оромантизированным свидетелем былых эпох, желанным артефактом в руках коллекционеров.

МИХАИЛ НЕСТЕРОВ. Живопись, графика из музеев Вологды, Иванова, Костромы, Ростова, Рыбинска, Ярославля

7 марта – 6 мая 2018, Губернаторский дом

Цена билета: 80 руб., льготный – 60 руб.

Михаил Васильевич Нестеров – один из наиболее ярких русских живописцев. Среди многочисленных художественных течений, экспериментов переходной эпохи Нестеров смог найти и сохранить свой стиль, вобравший достижения русской и европейской средневековой культуры и современных ему реализма и модерна.

На выставке представлены основные этапы творчества художника. Среди иконописных работ особенно важен подписной и датированный 1907 годом образ Богоматери с Младенцем из Рыбинского музея-заповедника. Интересен эскиз для мозаичной иконы санкт-петербургского собора Спаса на Крови. Изображение Ветхозаветной Троицы на выставке предоставлено Костромским музеем-заповедником. Икона княгини Ольги является копией с нестеровского произведения во Владимирской церкви в Киеве. Иконы, написанные художником для киевского храма, были столь высоко оценены современниками, что с них делали копии-повторения. Одно из них представлено на выставке.

К христианской тематике М.В. Нестеров обращается и при иллюстрации книги В.М. Михеева «Отрок-мученик. Углицкое предание». На выставке экспонируются оригинальные иллюстрации для этой книги из собрания Ярославского художественного музея.

Наиболее ранним и самым известным произведением художника на выставке является картина «Лето». К работам 1905 года относится и этюд «Голова князя» к картине «Два лада». В первые годы после революции художник часто обращается к своему раннему творчеству, беря из него любимые мотивы и соединяя их в новых произведениях. К таким работам относятся картины «В обители» из музея-заповедника «Ростовский кремль», известной в нескольких вариантах, и «У лесного озера» из Вологодской картинной галереи, принадлежащей к серии эскизов к картине «Град Китеж». Нередко художник в эти годы повторял свои ранние работы в уменьшенном формате. Картина «Великий постриг» – одна из них.

Выставка составлена из работ соседних с Ярославлем городов и помогает расширить представление о творчестве М.В. Нестерова, сопоставить его широко известные произведения с работами, редко экспонирующимися в постоянных экспозициях музеев.

СТЕЛЛАЖ № 4. Музей открывает фонды

3 марта – 28 июня 2018, Губернаторский дом

Цена билета: 150 руб., льготный – 100 руб.

В 2019 году Ярославский художественный музей будет отмечать свой 100-летний юбилей. В честь этого события мы начинаем новый выставочный проект «Открытые фонды».

Многочисленные произведения музейной коллекции хранятся в разных помещениях и поделены на фонды по материалу или тематике. Хранятся памятники искусства в стеллажах, шкафах, медалье. Музей решил показать произведения так, как они сосуществуют в хранилище. Первая выставка нового проекта посвящена одному из самых ценных фондов музея: «Русская живопись XVIII – начала XX века». В хранении часть произведений развешена на особых выдвигающихся щитах, а часть – в стеллажах. Картины из стеллажа № 4 представлены на выставке.

«Бывают странные сближения», – заметил как-то Александр Сергеевич Пушкин. И на выставке произведения авангарда мирно соседствуют с портретами XVIII столетия, картины передвижников дополняют шедевры салонного искусства, работы столичных и провинциальных мастеров представлены в одном ряду. Подобранные для размещения по формальному признаку – размеру – произведения из стеллажа № 4 отражают высокий качественный состав коллекции музея: и по авторам (Ольга Розанова, Николай Ярошенко, Лев Лагорио, Алексей Боголюбов, Борис Кустодиев, Михаил Соколов, Аркадий Рылов и многие другие), и по жанрам (портрет, жанровая картина, пейзаж), и по стилю.

Кураторы проекта подсчитали: для того, чтобы вы, уважаемые зрители, увидели 89 произведений из стеллажа № 4, трудились 29 сотрудников Ярославского художественного музея.

ВИДИМОЕ И ВИДИМОСТЬ

22 марта – 1 июля 2018, Музей зарубежного искусства

Цена билета: 80 руб., льготный – 60 руб.

Елена Захцер – фотограф, член Творческого Союза Художников России, победитель и лауреат многих зарубежных и российских конкурсов, участник многочисленных художественных выставок представляет свой проект «Видимое и видимость».

Искусство фотографии, пережив младенческий период максимально точной фиксации действительности, обратилось к проблеме чувственного индивидуализированного постижения мира. Елена, продолжая традиции «фотографии-исследования», в своих работах максимально честна со зрителем, позволяя ему погружаться в мир собственных образов, смыслов, понятий и предлагая стать соучастником в создании, а главное, осознании новой реальности. Фотоиллюзии Елены Захцер с помощью технических средств и редких материалов для печати возникают на основе вполне реальных пейзажей, объектов, персонажей и заставляют зрителя задуматься о многозначности образа, о бесконечных возможностях его трактовки каждым человеком.

Елена Захцер работает сериями, но общая для творчества в целом сверхзадача художественного постижения мира и своего места в нем, позволяет автору объединить работы разных серий в одном проекте. 29 произведений автора – это 29 возможностей задуматься над эмоциональной составляющей проблем мироздания.

СПОР О БОРОДЕ

с 12 декабря 2017, Митрополичьи палаты

Цена билета: 200 руб., льготный – 150 руб.

12 декабря в Митрополичьих палатах открывается выставочный проект «Спор о бороде». Впервые в ярославском музейном пространстве рассказано об историческом событии художественными средствами с использованием аудиовизуальных и мультимедийных технологий. Без экскурсовода, без этикеток, экспозиция сама вовлекает зрителей в диалог – спор – рассуждение. Перед посетителем разворачивается оригинальное музейное действо с подлинными произведениями XVIII–XX веков, анимацией, музыкой, светом и звуком.

В Митрополичьих палатах летом 1705 года состоялся спор – «рассуждение о бороде» Димитрия Ростовского, связанный с указом Петра I о бритье бород. Это событие стало символическим базовым элементом проекта. Отношение к бороде в России – часть культурного кода и самоидентификации нации, связанной с православной традицией – «без бороды и в рай не пустят», позже – идеологией, сейчас – модой.

«Спор о бороде» включает подлинные произведения из собрания ЯХМ (иконопись, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство), специально созданный анимационный фильм об историческом событии и видеоарт, представляющий «рассуждения о бороде» наших современников. Текст для звукового сопровождения экспозиции разработан ведущими специалистами отдела древнерусского искусства ЯХМ, «голосами» экспозиции стали Сергей Филиппович Куценко, заслуженный артист РФ и Виктория Викторовна Горшкова, заслуженный работник культуры РФ.

В 2016 году проект «Спор о бороде» стал победителем грантового конкурса музейных проектов «Меняющийся музей в меняющемся мире» (2016/2017) Благотворительного фонда В. Потанина в номинации «Музейный старт».

Посещение по сеансам с 10:00 до 17:00 каждый час
Максимальное количество человек на сеансе – 20 человек
Желательна предварительная запись по тел. (4852) 72-92-87

ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ. Столы, скатерти, фарфор, графика из собрания музея

24 ноября 2017 – 04 ноября 2018, Митрополичьи палаты

Цена билета: 80 руб., льготный – 60 руб.

Выставка «Главный герой» представляет 14 столов, 14 скатертей, 9 сервизов, 11 ваз и 5 графических произведений из собрания музея. Тема выставки не случайна, она демонстрирует многообразие нашей коллекции, в которую входит не только живопись, но и произведения декоративно-прикладного искусства. Так как значительную часть коллекции мебели в музее составляют столы, выполненные в разное время, в разных стилях и направлениях, именно стол выбран главным героем выставки. Вы сможете увидеть массивные обеденные столы; столы-«геридоны» на одной ножке-колонне по центру, обычно они богато украшались резьбой и являлись подставкой для ваз, канделябров или ламп, нередко служили журнальными столиками или стояли в прихожей у зеркала; декоративные столы с резьбой в ориентальном (восточном) стиле; ломберные столы для игры в карты; туалетные столики для дам.

Главную роль стол играл и в семейном укладе: за большим столом собиралась в течение дня семья, за столом вели приятные беседы, читали литературные произведения, занимались рукоделием. Стол часто становился важной частью композиции в портретах, жанровых картинах, натюрмортах, интерьерной живописи. Признанным мастером интерьерной живописи был работавший в России итальянский художник Луиджи Премацци. На рисунке из собрания музея Премацци изобразил свою мастерскую. В произведении Александра Малыгина изображена первая экспозиция Ярославского художественного музея, располагавшаяся в здании старой Духовной Консистории на Которосльной набережной. Малыгин в 1921–1929 годах был первым хранителем и заведующим Ярославской художественной галереей, как тогда назывался наш музей.

Главным компаньоном стола всегда была скатерть. На выставке в основном представлены не обеденные скатерти белого цвета, а полихромные для декоративного оформления интерьеров. Это скатерти из разных материалов: хлопка, шерсти, жаккарда. Особый интерес представляют скатерти с разной техникой ручной вышивки. Иногда на изготовление таких скатертей в домашних условиях уходили годы. Их передавали из поколения в поколения как дорогое наследство.

И, конечно, украшением любого стола были сервизы. На выставке представлены столовые, чайные, кофейные сервизы XIX – начала XX веков. Особый интерес представляют гербовый сервиз и редко встречающийся сервиз для шоколада. Три сервиза на выставке экспонируются впервые.

ВЫСТАВКА Е.П. ЛЕВИНОЙ-РОЗЕНГОЛЬЦ

Губернаторский дом, экспозиция «Искусство XX века»

В экспозиции «Искусство XX века» открыта выставка, посвященная творчеству Евы Павловны Левиной-Розенгольц (1898–1975).

Произведения художницы уже вошли в историю искусства ХХ века. Выпускница ВХУТЕМАСа (1925), любимая ученица Р.Р. Фалька, она в период 1930-х годов работала в разных жанрах и техниках, в 1937 участвовала в оформлении Советского павильона на Всемирной выставке в Париже. Ее творческий путь не был простым. В начале Второй мировой войны Ева Павловна была эвакуирована в Чистополь, но в 1942 вернулась в Москву. Война стала не первым испытанием в ее жизни: В 1937 были арестованы два брата, в 1949 «пришла ее очередь». Приговор – десять лет ссылки. В 1949–1954 работала в Красноярском крае на лесоповале, маляром, санитаркой, медсестрой; в 1954–1956 художником-декоратором Казахского драматического театра в Караганде. В 1956 после реабилитации вернулась в Москву.

В период 1956–1974 занималась исключительно станковой графикой, создавая тушевые рисунки кистью или пером, а также пастель. Основную часть ее творческого наследия составляют обширные циклы «Деревья», «Болота», «Люди» («Рембрандтовская серия»), «Портреты», «Фрески», «Пластические композиции».

Творчество Е.П. Левиной-Розенгольц многие годы было доступно узкому кругу лиц, общавшихся с автором. Со второй половины 1970-х творческое наследие начало вписываться в контекст художественной культуры ХХ века. Произведения хранятся в крупнейших музея России и за рубежом (Третьяковская галерея, Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Русский музей и др.). Благодаря тесному творческому сотрудничеству с хранительницей и исследовательницей наследия Е.Б. Левиной, дочерью художника, музей в последнее десятилетие смог получить в коллекцию восемь произведений Е.П. Левиной-Розенгольц, часть из них представлена в залах экспозиции «Искусство ХХ века» и дополняет общую картину развития искусства советского времени.