На выставке представлены живопись, мебель и декоративно-прикладное искусство эпохи бидермайера из коллекции Ярославского художественного музея и собрания В.Г. Горященко.
Бидермайер – художественное течение в немецком и австрийском искусстве, получившее развитие в 1815–1848, во времена относительного затишья в Европе после окончания Наполеоновских войн и до революционных событий в Германии 1848–1849. Позже наметилась тенденция распространять понятие «бидермайер» на некоторые художественные явления за пределами немецкоязычных стран: так, его веяния усматривают в живописи русских мастеров: А. Г. Венецианова и его учеников, В. А. Тропинина и других.
Название «бидермайер» возникло от игры слов: Biedermann – простак, наивный человек, и фамилии Maier.
Основой мироощущения бидермайера стал мир домашней жизни, отказ от героики и спокойный оптимизм.
Живопись бидермайера носит камерный характер. Художники стремились найти черты идиллической привлекательности в мире маленького человека.
Картины создавались на классицистической основе: точный рисунок, ясная композиция, четкая моделировка форм. Иллюзорность уходящей патриархальной гармонии придавала образам бидермайера оттенок романтизма. Отношение мастеров бидермайера к своему искусству как к честному, облагораживающему жизнь труду и вместе с тем как к возвышенной, сокровенной деятельности приводила к особому сочетанию в их картинах добротности и художественности, технической скрупулезности и образной непосредственности. Картинам присущи небольшой формат, тщательная отделка деталей, нередко приятное эмалевое письмо.
Атмосфера дома и камерность диктовали бидермайеру круг сюжетов: природно-идиллические, мирно-трудовые, мягко-юмористические; огромной популярностью пользовался портретный жанр. Важное место в искусстве бидермайера занял натюрморт. Натюрморты эпохи бидермайера поражают пышностью, порой чрезмерной.
В декоративно-прикладном искусстве наибольшее развитие получила роспись фарфора и стекла цветочными и пейзажными мотивами.
Мебель эпохи бидермайера свободна от чрезмерного декора. Критериями ее качества считались удобство и безупречная столярная работа.
Среди представленных на выставке работ европейских живописцев следует назвать произведения одного из самых известных австрийских художников первой половины XIX века Фердинанда Георга Вальдмюллера: «Портрет Антонии Зееман в отроческом возрасте на фоне горного пейзажа» (1833), «Переправа у озера Альтаузее» (1834) и «Цветы в граненой хрустально вазе» (конец 1820-х) кисти немецкого живописца Фридриха Вильгельма Фрейданка.
В экспозицию вошли работы русских художников – портреты и пейзажи, исполненные в 1810-е – 1840-е.
На выставке можно увидеть художественную мебель работы русских мастеров и фарфор – кофейники производства Мейсенской мануфактуры, французских и российских фарфоровых заводов.
Искусство бидермайера с его теплотой и обращенностью к человеку всегда остается актуальным. Выставка дает возможность погрузиться в атмосферу этого «уютного» искусства, и насладиться мастерством художников первой половины XIX столетия.