Творческий путь Бориса Афанасьевича Петрухина короток. Художнику было 32 года, когда он был репрессирован и расстрелян. Эта участь постигла не его одного. Драматизм репрессивной политики 1930-х годов сегодня нам известен. Только в период с 3 по 6 октября 1938 года в лесу у деревни Селифонтово Ярославского района были расстреляны 187 человек. Среди них были представители разных слоев населения, сфер деятельности, в том числе и художники.
Дело об антисоветской повстанческой террористической организации среди ярославских художников было открыто в 1937 году. Художников одного за другим обвиняли в «пропаганде голого формализма в угоду искажению советской действительности, в открытом выступлении против социалистического реализма и ориентации на современное искусство капиталистических стран…». По сфальсифицированным обвинениям было арестовано свыше 30 человек.
Бориса Петрухина арестовали за то, что он встал на защиту коллег, в частности, своего учителя Михаила Владыкина. Дело художников обернулось расстрелом пятнадцати членов ярославского товарищества «Художник», среди которых большинство были членами Союза Советских художников. Их имена, попав в списки «врагов народа», были вычеркнуты из контекста художественной культуры. От творчества многих не осталось никаких следов.
На протяжении нескольких десятилетий работы Бориса Петрухина были скрыты в хранилищах и благодаря музейным сотрудникам дошли до наших дней. Сегодня известно о пяти сохранившихся его произведениях. Среди них – «Натюрморт с букетом васильков» (1935) и «Пионерка. (В пионерском лагере)» (1937).
Представленные произведения написаны в традициях реалистической школы живописи, наполнены живым чувством и отражают реальность, которая окружала художника. Произведения не несут вызова и не демонстрируют конфликта. Художественная школа, которую молодой живописец прошел в стенах Ярославского художественно-педагогического техникума (ЯХПТ), а затем в Москве, во ВХУТЕИНе-ВХУТЕМАСе у значимых мастеров советского искусства, позволили талантливому художнику работать в разных жанрах, быть нацеленным в творчестве на художественные поиски.
В натюрморте художник заостряет внимание на очаровывающих голубизной васильках и неброских, но притягательных простотой ромашках. Натюрморт полон тонких цвето-световых нюансов, которые дают возможность ощущать богатство и неброскую красоту окружающей жизни, всматриваться в скромный интерьер и улавливать ароматы ягод и фруктов.
Композиция «Пионерка (В пионерском лагере)» отражает тему жизни советских детей, которая проходила не только в стенах школ, была нацелена на овладение знаниями, устремлениями в прекрасное будущее. Вписав юную героиню в мир окружающей природы, художник смог передать ее очарование, атмосферу жизни пионерского лагеря.
Оба произведения говорят о незаурядном таланте молодого художника, ставят его в ряд лучших мастеров, работавших в Ярославле в 1930-е годы.