Событие

«Боярышня» Куликова возвращается в экспозицию музея

При поддержке социального проекта «Неделя женского здоровья «Гедеон Рихтер» завершилась реставрация картины Ивана Куликова
Логотип_ЯХМ и Гедеон.jpg

При поддержке социального проекта «Неделя женского здоровья «Гедеон Рихтер» Ярославский художественный музей завершил реставрацию картины Ивана Семёновича Куликова «Боярышня (Убор невесты)» (1911 г.). Шедевр, долгое время скрытый от публики, занял место в постоянной экспозиции.

Картина, написанная выдающимся русским живописцем-реалистом, учеником Ильи Репина, – не только яркий образец отечественного искусства, но и свидетель непростой истории. После успешного дебюта, отмеченного премией Общества поощрения художников (1912) и участием в выставках в Венеции и Мюнхене, полотно передано в Ярославль в 1914 году для будущего художественного музея. Однако в 1918-м, во время обстрела города, картина получила восемь пулевых пробоин, а последующие годы хранения в неидеальных условиях вне музея усугубили повреждения.

Реставраторы Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И. Э. Грабаря провели кропотливую работу: восстановили натяжение холста, устранили деформацию, трещины и расслоение красочного слоя, утраты и потертости, а также вернули картине её первоначальный цветовой баланс.

Алла Хатюхина, директор Ярославского художественного музея:
«Реставрация картины Ивана Семеновича Куликова «Боярышня (Убор невесты)» – важное событие для нашего музея. Произведение очень пострадало во время революционных событий XX века. В центре картины, на изображении лица главной героини произведения, сохранились восемь сквозных пулевых отверстий! Реставраторы музея сделали необходимые работы по консервации картины, говоря простым языком, жизни картины ничего не угрожало, но режим жизни был ограничен нахождением в отделе хранения, в стабильных климатических условиях. Во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре имени И.Э. Грабаря в Москве картине вернули не только внешний вид, но и образ жизни, возможность включения шедевра в постоянную экспозицию музея».

Идея говорить о необходимости бережного отношения к женскому здоровью языком искусства пришла организаторам «Недели женского здоровья «Гедеон Рихтер» в 2018 году. Они стремились показать, что женское здоровье — не меньшая ценность, чем всемирно известные экспонаты музеев и снять табу с этой темы. Тогда, заключив трехлетний договор о реставрации трех женских образов из коллекции музея, партнером фармацевтической компании «Гедеон Рихтер» стал Государственный Эрмитаж. «Боярышня» – десятое произведение, восстановленное в рамках проекта. Как и бережное восстановление шедевра, внимание к женскому здоровью требует профессионализма, деликатности и своевременности.

Елена Пархонина, операционный директор «Гедеон Рихтер Фарма»:
«После всего пережитого состояние картины было серьёзно подорвано, как может быть подорвано и здоровье женщины, если долгое время о нем не заботиться. Но благодаря профессиональным рукам реставраторов, «Боярышня» восстановлена. Так и с женским здоровьем: оно требует внимания и бережной заботы, и, конечно, своевременной профессиональной помощи в случае необходимости».

За время существования проекта «Неделя женского здоровья «Гедеон Рихтер» были отреставрированы произведения искусства из коллекций ведущих российских музеев. Помимо Эрмитажа, проект сотрудничал с Государственным музеем-заповедником «Петергоф», Екатеринбургским музеем изобразительных искусств, Национальным музеем Татарстана, Русским музеем фотографии в Нижнем Новгороде и Ростовским областным музеем изобразительных искусств. Теперь к этому списку присоединился и Ярославский художественный музей.

«Боярышня» ждёт зрителей в залах экспозиции «Русское искусство XVIII – начала XX веков» с 17 мая.

###
Gedeon Richter / «Гедеон Рихтер» стремится стать мировым новатором в ключевых для себя научных областях, в то же время уделяя особое внимание вопросу доступности лекарственных средств для широкого круга пациентов в разных странах. Основанная в 1901 году со штаб-квартирой в Венгрии, компания на данный момент является крупнейшим научно-исследовательским центром в Центральной Европе. По итогам 2024 года, рыночная капитализация «Гедеон Рихтер» составляет 4,7 млрд евро, объём продаж 2,2 млрд евро. Исследователи компании способствуют поиску прорывных решений в области нейропсихиатрии и женского здоровья, а биотехнологии и лекарственные препараты направления «Общая медицина» укрепляют портфолио доступных методов лечения. Придерживаясь принципов устойчивого развития, «Гедеон Рихтер» инвестирует в научные разработки, совершенствование производства и цифровизацию - чтобы медицинские инновации становились реальностью. Среди активов «Гедеон Рихтер» - завод в России, открытый в 2001 году и ставший первой иностранной производственной площадкой компании. По итогам ежегодного рейтинга влиятельности «Фармацевтического вестника», «Гедеон Рихтер» уже несколько лет подряд входит в ТОП-10 самых влиятельных иностранных производителей России. По данным IQVIA за 2024 год, «Гедеон Рихтер» входит в ТОП-10 компаний фармацевтического розничного рынка в рублёвом выражении. 

«Неделя женского здоровья «Гедеон Рихтер» – социальный проект фармацевтической компании «Гедеон Рихтер», производителя доступных, эффективных и безопасных лекарственных средств, одного из лидеров в области препаратов для акушерства и гинекологии. Проект направлен на формирование у российских женщин культуры заботы о своём репродуктивном здоровье, а также их информирование о необходимости регулярного посещения специалиста по женскому здоровью. Символом проекта является гербера – цветок, который принято дарить тем, к кому испытываешь восхищение. 

Ярославский художественный музей – единственный специализированный музей искусств в регионе. Коллекция представляет 9 веков русского, европейского и восточного искусства XIII–XX веков. Музей хранит произведения древнерусской живописи, среди которых древнейший памятник собрания – икона «Спас Вседержитель» XIII века, уникальные произведения иконописи ярославской школы, в том числе подписные иконы мастеров XVII века. В коллекции живописи представлены полотна Дмитрия Левицкого, Карла Брюллова, Ивана Крамского, Василия Перова, Ильи Репина, ярославский купеческий и дворянский портрет начала XIX. Представительно собрание пейзажной живописи – Иван Айвазовский, Иван Шишкин, Алексей Саврасов, Василий Поленов, Исаак Левитан. Ярко представлены мастера «Мира искусства», «Бубнового валета» и русского авангарда. Коллекции графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, нумизматики представляют работы мастеров XVI–XXI веков. Музей известен активной выставочной политикой, является организатором интересных экспозиций из собственного собрания с участием региональных музеев и частных коллекций, а также инициирует показы шедевров из крупных федеральных музеев, сопровождая их концертами классической и современной музыки. Активная профессиональная деятельность музея постоянно отмечается российскими и европейскими наградами.
Место проведения
Губернаторский дом
Волжская набережная, 23
Как добраться
Вт–Вс 10:00 до 22:00, выставки – до 18:00
Корзина
{{ ELEMENTS.length }}