2 и 3 декабря на выставке проводится программа «Игорь Грабарь и Ярославль», которая включает экскурсию по выставке и специальный показ фильма «Игорь Грабарь и Ярославль».
Сеансы:
2 и 3 декабря в 15:00
2 и 3 декабря в 16:00
2 и 3 декабря в 17:00
2 и 3 декабря в 18:00
Обращаем ваше внимание, что 2 и 3 декабря после 14:30 выставка открыта только для посетителей программы «Игорь Грабарь и Ярославль».
Государственная Третьяковская галерея и Ярославский художественный музей представляют выставку Игоря Грабаря.
Художник, историк искусства, исследователь иконописи, педагог, организатор отечественного музейного дела и реставрации памятников старины – его многогранный талант проявлялся во всем. Но именно живопись Грабарь называл «главной страстью» своей жизни.
В среде поклонников русского искусства Игорь Эммануилович ярко заявил о себе в 1901 году, когда показал пейзажи на выставке объединения «Мир искусства». Эти работы произвели сенсацию среди зрителей необычной манерой исполнения и принесли художнику известность.
В 1900-х годах Игорь Грабарь подолгу жил и работал в имении своего друга, промышленника и живописца Николая Мещерина Дугино. Там были созданы работы, за которые современники называли Грабаря «художником русской зимы».
В 1920–1930-е годы Грабарь неоднократно приезжал в Ярославль как директор Центральных Государственных реставрационных мастерских (ЦГРМ) в Москве. Он курировал созданный в 1918 году в Ярославле филиал ЦГРМ. Собрание иконописи Ярославского отделения ЦГРМ в 1930 году вошло в состав коллекции Ярославского художественного музея. Иконы из собрания Ярославского отделения ЦГРМ представляют второй раздел выставки.
Занимаясь организационной, руководящей, исследовательской работой, Игорь Эммануилович Грабарь никогда надолго не оставлял занятия живописью. Пейзажи и натюрморты 1920–1950-х годов показывают эволюцию авторской манеры художника: его привлекает создание обобщенного образа, передача лирического восприятия изображенного. Продолжил И.Э. Грабарь и работу над своим излюбленным мотивом – изображением инея. По словам художника, работа «над инеем» будила в нем «живописный задор».
С 1930-х годов Игорь Эммануилович Грабарь начал чаще работать как портретист. Моделями становились близкие ему по духу люди: деятели культуры, друзья, родственники. Портреты членов семьи художника, написанные в 1930-е годы, вошли в экспозицию.
Подлинным украшением выставки стал знаменитый «Автопортрет с палитрой (в белом халате)» (1934–1935). Эта работа отражает представление И.Э. Грабаря о своем предназначении в жизни – самоотверженное служение искусству. В воспоминаниях Игорь Эммануилович написал: «Утро люблю больше вечера и обожаю солнце. Может быть, оттого мне всегда было органически противно всякое кривляние в искусстве, все противоестественное, деланное, может быть, поэтому я люблю только радостное, радужное и ясное, светлое…». Эти слова можно считать девизом жизни незаурядного мастера, подвижника, труженика Игоря Эммануиловича Грабаря.