«Мейсенский букет», «Мейсенская роза», «немецкие цветы» – один из самых известных видов декора, разработанный мастерами Мейсенской фарфоровой мануфактуры.
Выставка знакомит с небольшой, но ценной частью музейного собрания – предметами из «Вседневного сервиза» XVIII века, созданного мастерами Императорского фарфорового завода на основе эстетики знаменитой Мейсенской фарфоровой мануфактуры. Предметы сервиза повторяют форму и декор немецких мастеров. Большой «Вседневный сервиз» ныне разделен, находится в различных музейных коллекциях. Прежде всего в Санкт-Петербурге, в Царском селе. В собрании нашего музея – двенадцать предметов, одиннадцать из которых входили в коллекцию Виктора Владимировича Ашика (Ленинград). Один предмет был приобретен музеем в антикварном магазине Ярославля.
В XVIII веке Мейсенская фарфоровая мануфактура в Саксонии начала свое триумфальное шествие. Отдав дань в росписи дальневосточному фарфору, мастера стали размещать на поверхности изделий европейские цветы, вначале копируя их с ботанических атласов, затем свободно «собирая» в букеты. Этот тип цветочной росписи, созданный в Мейсене и подхваченный другими мануфактурами, получил название «немецкие цветы».
После запуска фабрики мейсенский фарфор произвел в Европе настоящий фурор. Особым спросом эти изделия пользовались в России. На фабрике даже существовали отдельные дни, когда выпускалась продукция исключительно для российского рынка.
Одним из первых крупных фарфоровых сервизов, созданных в Санкт-Петербурге на Императорском фарфоровом заводе, стал «Вседневный» или «Сервиз с розанами». Им пользовались во время трапез в обычные (непраздничные) дни. При регулярном употреблении посуда билась – сервиз нуждался в постоянных доделках. Они создавались на Императорском фарфоровом заводе, на частной мануфактуре Гарднера. Несмотря на различия в форме, композиционно роспись сохранялась, так что предметы сервиза разных лет прекрасно гармонировали между собой и служили повседневной посудой в Зимнем дворце и пригородных резиденциях монархов вплоть до 1838, когда они были заменены новыми сервизами «под гербом».
Главным украшением «Вседневного» сервиза стали полихромные «немецкие цветы». Тип росписи, на которой крупный цветочный букет изображался в окружении мелких цветущих веточек, разбросанных по белой глади фарфоровых изделий.
Доминанта цветочной композиции – пышная роза, астры или перистые тюльпаны. Дополнительными элементами могли быть незабудки, примулы, колокольчики, фиалки, васильки и другие растения европейской флоры. Примечательно, что изображенные на предметах букеты не повторяются.
Красота белоснежного фарфора, смысловое наполнение росписи, истории людей, прикасавшихся к предметам, дают возможность почувствовать атмосферу далекой эпохи, ее чарующий аромат.