На выставке представлена графика из собрания Ярославского художественного музея – работы русских и французских художников, посвященные Парижу.
Самые ранние произведения в экспозиции относятся к 1840–1860-м. Это литографии, изображающие достопримечательные места французской столицы: Люксембургский дворец, Площадь Согласия и Собор Святого Александра Невского – Русскую церковь в Париже.
Среди работ французских художников начала XX века следует назвать акварель «Фонтан в Версале» символиста и одного из основателей группы «Наби» Мориса Дени и авторский оттиск литографии «Площадь Тертр» прославленного мастера городского пейзажа Мориса Утрилло.
Русских художников с Парижем связывали разные обстоятельства. Валентин Серов впервые побывал здесь ребенком – мать привезла его учиться у Ильи Репина. Позднее бывал в Париже несколько раз: на Всемирной выставке, вместе с труппой Сергея Дягилева, привозил на лечение заболевшего сына. В столице Франции Валентин Александрович посещал выставки и музеи, работал, при этом ценя редкие моменты праздности. Именно в Париже был создан представленный в экспозиции рисунок «Парижские першероны в упряжке цугом».
Кузьма Петров-Водкин впервые приехал во Францию в 1906, чтобы обратиться к поиску нового в искусстве и «двинуть себя глубже» по живописи. Вторая поездка в Париж была предпринята Петровым-Водкиным – уже профессором Академии художеств – в 1924 для ознакомления с художественным образованием Франции, чтобы с учётом работы новейших европейских школ разработать программу для обучения искусству в Академии. Тогда художник создал серию рисунков в одной технике и стилистике, среди которых представленные на выставке «Апаши» (так во Франции называли хулиганов и воров).
Многие русские художники в Париже интересовались не столько достопримечательностями, сколько городской жизнью и парижанами. Супруги Александра Кольцова-Бычкова и Сергей Кольцов в 1928–1930 были в Париже в творческой командировке по линии Наркомпроса. В экспозицию вошли работы из созданных здесь художниками графических серий, посвященных жизни парижских улиц и изображению всевозможного парижского люда: модных парижанок, манекенщиц, военных, рабочих, монахинь.
Матвей Добров отправился в Париж по совету Константина Юона для обучения гравированию в мастерской известной русской художницы Елизаветы Кругликовой. Жизнь художника в Париже была наполнена разнообразными занятиями, интересами и впечатлениями: он посещал Академию Филиппо Коларосси, где рисовал и гравировал ню с натуры, прослушал курс лекций по египтологии в Лувре. Добров виртуозно использовал в творчестве самые различные графические техники, но главной своей задачей считал распространение в России интереса к гравюре на металле, особенно к технике офорта. Представленные на выставке офорты с видами Парижа и изображением уличных сцен – яркий эпизод творчества художника.