По четвергам, пятницам, субботам и воскресеньям в 18:00 проводятся бесплатные экскурсии* по выставке для всех желающих.
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина и Ярославский художественный музей представляют выставку «Париж. Впечатления».
К концу XIX века Париж приобрел славу столицы Европы, центра культуры, промышленности и науки. В город приезжали аристократы, интеллектуалы, художники со всего мира, многие остались здесь жить на долгие годы, а то и на всю жизнь.
Большие работы по реконструкции центра, проведенные под руководством Жоржа Эжена Османа в 1850–1860-е годы, изменили городскую застройку. В это время в городе были проложены широкие авеню и бульвары, построены жилые и общественные здания высотой в 6–7 этажей, замощены улицы и площади, устроены новые фонтаны, проведена канализация, облагорожены парки и скверы.
Одними из первых новые явления в жизни Парижа стали отражать импрессионисты. Гуляющая на улицах и бульварах, отдыхающая в кафе и парках публика стала «главным персонажем» их произведений. Импрессионисты стали писать виды Парижа с верхних этажей зданий, что позволяло им создавать глубокие перспективные построения, оставляя значительную часть полотна изображению неба.
Впоследствии этот прием часто использовался художниками других стилистических направлений. Именно так представляет на своей работе бульвар Мадлен норвежец Фриц Таулов. Подобная композиция использована в работе Жоржа Дюфренуа, в небольшом этюде Матвея Доброва, в пейзаже с воротами Сен-Дени Константина Коровина. С высокой точки в почти монохромной гамме пишет вид на зимний Нотр-Дам Альбер Марке. Важно, что эти художники не пытаются передать особенности, узнаваемые черты того или иного объекта; они создают обобщенный вид, тот образ, который становится запоминающимся, знаковым в представлении о Париже.
Особенностью презентации Парижа в искусстве конца XIX – начала XX века стали ночные виды города. Ярко освещенные витрины магазинов, плотную толпу, экипажи на улицах любил изображать на своих картинах Эдуард Леон Кортес, которого современники прозвали «певцом Парижа». Так же в прессе XIX века именовали и старшего коллегу Кортеса, художника Луиджи Луара. Излюбленными мотивами Луара были огни ночного города, призрачный свет, просвечивающий через дождь и туман. Ночные парижские пейзажи дополняют на выставке работы Николая Досекина и Константина Коровина.
На протяжении всей своей жизни Морис Утрилло писал предместья Парижа и богемный Монмартр, на удивление безлюдные и загадочные на его полотнах. Представленная на выставке работа «Улица Мон-Сени на Монмартре» относится к переходному периоду творчества художника: от «белого» к «цветному».
Гармоничный и притягательный образ города «прекрасной эпохи», созданный двенадцатью художниками разного возраста, разных национальностей, различных творческих взглядов и стилистических предпочтений предстает на выставке «Париж. Впечатления».
Возможна оплата билета на выставку Пушкинской картой.
*Экскурсия проводится бесплатно при наличии входных билетов на выставку. Предварительная запись не требуется.