Экспозиция

Русское искусство XVIII – нач. XX веков

Шедевры русского искусства XVIII – начала XX века представлены в парадных залах Губернаторского дома, служившего резиденцией ярославских губернаторов и путевым дворцом императорских особ. Дом построен по указу Александра I в 1820-х годах по проекту губернского архитектора Петра Панькова и сохранил особенности архитектуры XIX века, что позволяет достойно и гармонично представить классические произведения искусства императорской России.

Экспозиция открывается залом XVIII века с портретами императоров, императриц, господ, приближенных ко двору. Парсуна, парадные портреты, выполненные в стиле барокко представляют творения как неизвестных художников, так и таких прославленных мастеров восемнадцатого столетия как Алексей Антропов, Дмитрий Левицкий, Петр Дрождин. Классицистический пейзаж Федора Матвеева обращает внимание к традициям Академии художеств и к идеальному образу прекрасной Италии, которую, по словам самого художника, «натура одарила своим украшением».

Парадный бальный зал Губернаторского дома с высокими, широко расставленными пилястрами и пышными капителями, которые подчёркивают его масштабность и великолепие, гармонично представляет произведения выпускников и педагогов Императорской Академии художеств, на протяжении XIX века являющейся образцом высокого профессионализма в искусстве. Карл Брюллов, Алексей Егоров, Иван Айвазовский, Петр Шамшин, Павел Плешанов составили славу русского искусства. Портретные бюсты, исполненные европейскими и русскими авторами, создают скульптурное убранство зала. Сегодня, как и в позапрошлом веке, в парадном зале проходят официальные губернаторские приёмы, устраиваются презентации, музыкальные салоны, свадебные церемонии и театрализованные представления.

Одна из драгоценных коллекций музея – ярославский портрет – продолжает экспозицию. Произведения, созданные в последней четверти XVIII – первой половине XIX века художниками, жившими в Ярославле и его окрестностях. Портреты заказывали ярославские дворянские семьи и купцы. Своеобразие полотен определялось их вкусами и требованиями. Местные художники ориентировались на привозные образцы профессионального искусства. Вместе с тем, они опирались на опыт ярославских житийных икон и народные традиции декоративной вышивки, росписи прялок, игрушки. Им удалось создать столь замечательный сплав этих влияний, который стал знаменит как «Ярославский портрет». Особое место занимают творения Николая Мыльникова, мастера семейных портретных галерей ярославских купцов первой половины XIX века. Несмотря на простоту композиции, работы отличаются монументальностью формы и декоративностью цвета, отражают жизненную позицию героев, их духовные и эстетические представления.

Экспо-комплекс «Губернаторский кабинет-библиотека» обращает внимание зрителей к истории губернии, двухсотлетней жизни дома и фигуре строителя и первого обитателя Губернаторского дома А. М. Безобразова, явленной в большом парадном портрете кисти Ореста Тимашевского. Представленные в кабинете картины на евангельские сюжеты созданы художниками академической школы второй половины XIX века, связанными с Ярославской землей: ростовчанином Николаем Ломтевым, выходцем из иконописцев посада Большие Соли Евграфом Сорокиным. Уникальны изображения интерьеров древних ярославских храмов в картинах Степана Шухвостова, признанного мастера перспективной живописи. Восстановленный кабинет – не застывшая копия былого, он живет современной жизнью: здесь проводятся камерные представительские встречи. Так как собственное убранство кабинета губернатора не сохранилось, то использована старинная мебель второй половины XIX века из особняка известных ярославских крахмалопаточных магнатов Понизовкиных.

Анфилада залов, идущих вокруг парадного, представляет классику русского искусства второй половины XIX века. Искусство молодых реформаторов, объединившихся в 1870 году в Товарищество передвижных художественных выставок, обрело демократическую социально-критическую направленность и независимый от догм академизма путь развития – реализм. Картину жизни России второй половины XIX столетия раскрывают полотна Ивана Крамского, Петра Верещагина, Василия Перова, Ильи Репина, братьев Маковских: Константина, Николая и Владимира, Валентина Серова, Василия Верещагина. В собрании музея достойно представлена пейзажная живопись полотнами «короля русского леса» Ивана Шишкина, создателя русского лирического пейзажа Алексея Саврасова, мастера пейзажа настроения Василия Поленова, поэта русской природы Исаака Левитана.

Особое место в экспозиции занимает модель памятника Александру Сергеевичу Пушкину, созданная великим скульптором, уроженцем Ярославской губернии Александром Опекушиным. В 1871 году в России был учреждён комитет по сооружению памятника Пушкину в Москве. Объявленный комитетом конкурс моделей проходил в три тура, по их итогам модели, представленные Опекушиным, отмечались первыми премиями. Окончательное решение было принято в пользу работы ярославца «как соединившей в себе с простотою, непринужденностью и спокойствием позы – тип наиболее подходящий к характеру, наружности поэта». И сегодня творение Опекушина продолжает удивлять глубиной понимания гения Пушкина, значения его поэзии и личности.

На рубеже столетий изобразительное искусство России расширило сферу своей деятельности, вступив во взаимодействие с архитектурой, литературой, театром и музыкой. На передний план вышла не объективность изображения действительности, а проблемы её субъективного художественного истолкования и преображения. Ведущими направлениями в эти годы становятся модерн и импрессионизм. Блестящим русским живописцем-импрессионистом, театральным декоратором, педагогом и писателем был Константин Коровин. Жизнь и творчество мастера тесно связано с Ярославской землей. В Охотино недалеко от Переславля-Залесского он построил дачу-мастерскую, где с 1897 по 1923 год подолгу жил и работал. Ярославский художественный музей хранит двадцать живописных произведений и один рисунок К. А. Коровина.

Уникальный раздел ярославской коллекции – произведения последнего периода творчества мастера. Музей располагает одиннадцатью полотнами, созданными художником после отъезда в 1923 году из России. Работы были подарены в 1959 году Ярославскому художественному музею французским искусствоведом и художницей Гали Соловьевой-Барбизан. Это единственное в России музейное собрание поздних работ Коровина.
Разнообразие устремлений множества творческих объединений эпохи серебряного века отражают полотна Бориса Кустодиева и Филиппа Малявина, Аполлинария Васнецова и Константина Богаевского, Николая Рериха и Александра Головина, Станислава Жуковского и Игоря Грабаря.
Стоимость
Билет – 180 ₽
Льготный – 90 ₽
Место проведения
Губернаторский дом
Волжская набережная, 23
Как добраться
Вт-Вс 10:00–18:00
Купить билет
Корзина
{{ ELEMENTS.length }}