Экспозиция

Искусство 1910–1960-х годов

Экспозиция «Искусство 1910–1960-х годов» продолжает показ классического художественного наследия XVIII – начала XX века, развернутого в залах 2-го этажа Губернаторского дома. Живой художественный процесс первой половины ХХ века – от русского авангарда до «сурового стиля» – представлен работами ведущих мастеров, хранящихся в собрании Ярославского художественного музея.

В 1920–1927 годы музей получил из Государственных музейных фондов работы художников русского авангарда, которые отражают развитие искусства первых десятилетий XX столетия. Среди них полотна мастеров творческого объединения «Бубновый валет» (1910–1917), которые сыграли ведущую роль в кардинальных переменах «языка» и поиске новых выразительных средств. Полотна Аристарха Лентулова, Алексея Моргунова, Михаила Ле Дантю, Ильи Машкова, Александры Экстер отражают разнообразие инноваций в искусстве этого времени.

К середине 1920-х годов лидерство в искусстве переходит к художественному объединению АХРР (1922–1932). Их лозунг «Искусство в массы» и призыв «художественно-документально запечатлеть величайший момент истории в его революционном порыве» нашли отклик в творчестве мастеров разных направлений. АХРР объединил тех, кто опирался на традиции реалистического искусства, среди них Сергей Малютин, Георгий Ряжский, Исаак Бродский.

На полотнах Георгия Ряжского, Александра Куприна, Михаила Кончаловского появляются новые типажи и темы, которые стали лейтмотивом в жизни советских людей – спорт, героический и вдохновенный труд, у Исаака Бродского – образ вождя революции. Параллельно с ними Татьяна Глебова и Алиса Порет продолжают опираться на аналитический метод школы П.Н. Филонова.

Новая страница в истории советского искусства связана с деятельностью Союза советских художников, созданного в связи с постановлением ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 года, отменившим все противоборствующие группировки. Единственным художественным методом искусства был провозглашен социалистический реализм, предопределивший на многие годы пути развития культуры. Творчество художников стремились подчинить строгой государственной регламентации. Тематические, пафосные полотна рождались по заказу предприятий, к выставкам, созвучным поступи страны. Полотно Сергея Луппова создано для клуба «Текстильщики» (город Ногинск Московской области), картина Лидии Тимошенко с «пионерской» темой появилась в процессе работы над монументальным панно для комнаты отдыха Ленинградского дворца пионеров. Классики соцреализма Александр Герасимов и Петр Котов представлены в залах этюдными работами, которые вписываются в идеологический контекст искусства своего времени и, вместе с тем, говорят о высочайшем профессионализме авторов.

Среди художников эпохи соцреализма было немало тех, кто имел собственную творческую позицию и вопреки репрессиям не изменил своим идеалам. Среди них Михаил Соколов. Он не писал заказных работ, отстаивал независимость в искусстве.

Каждое из произведений отражает свое время – это история, запечатленная в художественно-документальных образах. Мастера, пережившие Великую Отечественную войну, свой жизненный опыт стремились реализовать не в пафосных полотнах, а в искренних, подчас неброских, художественных образах. Вячеслав Пакулин запечатлел облик блокадного Ленинграда, поражающий своей тонкой живописностью, вопреки суровым испытаниям, которые перенесли ленинградцы и сам художник. Облик Москвы с памятником А.С. Пушкину в монохромных тонах Бориса Рыбченкова возвращает нас к первым месяцам войны, когда линия фронта приближалась к городу. Этюд к картине «Встреча друзей» Александра Самохвалова – к дням победы, полотна Виктора Киселева, Григория Шегаля, Юрия Кугача – к мыслям о самоценности повседневных забот, о будущем.

Поколение 1950-х –1960-х привносит в искусство свой взгляд на окружающий мир. Живопись Владимира Стожарова и Игоря Попова тяготеет к пластике «сурового стиля», но именно она позволяет выразить и донести до зрителя национальный колорит северного края, скупыми средствами передать типичные черты жителя глубинки и его нравственный облик. В пору творческой зрелости были созданы произведения с образами детства Евсеем Моисеенко и Валентином Сидоровым. В них отражено светлое поэтическое восприятие мира. Одновременно с ними Леонид Кабачек, Ариадна Соколова, Амир Мазитов – представители молодого поколения – постигали опыт живописной культуры минувших эпох, искали свой путь в искусстве.

Каждое произведение из собрания музея по-своему уникально. Эпоха, десятилетия отражаются в искусстве всякий раз в новой эстетической реальности.

Стоимость
Билет – 300 руб.
Льготный билет – 250 руб.
Место проведения
Губернаторский дом
Волжская набережная, 23
Как добраться
Вт–Вс 10:00 до 18:00
Купить билет
Корзина
{{ ELEMENTS.length }}