«Шинуазри» или «Ориентализм» – экзотический стиль, которым восхищались аристократы Европы. Шинуазри возник в Европе в конце XVII века. Для него характерны использование традиционных восточных мотивов в декоре и имитация китайских изделий. С французского термин «шинуазри» переводится как «китайщина».
Собрание предметов ориентализма в коллекции декоративно-прикладного искусства Ярославского художественного музея насчитывает порядка сорока единиц. Большая часть из этих предметов – фарфор и фаянс. На выставке представлены образцы европейской керамики, прежде всего немецкой и английской. Предметы разные по времени создания – с XVIII до первой четверти XX века. Разные по функциональному назначению – чайные пары, столовая, декоративная посуда. Но главное, что их отличает – уровень понимания и осмысления темы Востока. Восток глазами европейца – какой он?
Фарфор издавна был одним из основных предметов дальневосточного экспорта, а также объектом страстного коллекционирования, объектом весьма дорогим. Секретом его изготовления европейцы стремились овладеть с XVI века, но долгое время – безрезультатно. Так, и в XVIII столетии увлечение коллекционированием предметов из фарфора сопровождалось желанием раскрыть секреты производства «белого золота».
В связи с этим в Европе одна за другой возникали прославившиеся впоследствии мануфактуры: мейсенская, венская, дельфтская. Первые производства ориентировались на дальневосточные образцы, пытались буквально повторить увиденное.
«Китайщина» для европейцев долгое время ассоциировалась с фарфором Цзиндэжэнь (провинция Цзянси), ставшим с XVI века центром фарфорового производства в Китае. Его казенные мастерские обслуживали в основном двор и высших чиновников. В фарфоре Цзиндэжэнь преобладала роспись кобальтом. Лаконичный синий рисунок на определенное время стал синонимом Востока. На нем базировались первые успехи знаменитых производств Мейсена и Дельфта.
Новая волна интереса к Востоку пришла в XIX веке вместе с историзмом, когда китайский и японский фарфор стали одним из многих художественных источников, питавших творчество европейских мастеров.
Таким образом, европейские мастера проходят сложный путь от первых контактов с диковинами и богатством Востока до осмысления и систематизации визуальных впечатлений. В создаваемых ими произведениях ориентализм начинает восприниматься как сложная и многоуровневая система репрезентаций Востока со стороны Запада.