Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина и Ярославский художественный музей представляют выставку произведений европейских художников, собранных московскими коллекционерами.
В последней трети XIX века Москва превратилась в передовой промышленный центр России. Представители новой элиты, предприниматели и коммерсанты, были выходцами из особой среды московского купечества. Через своих соотечественников, обосновавшихся в Европе, воротилы московского делового мира входили в круги западной буржуазии и со временем начали проявлять интерес к современному искусству.
Первые предприниматели интересовались прежде всего произведениями русских художников. Но именно они заложили традицию самостоятельного отбора экспонатов и сделали свои собрания доступными для широкой публики. Яркий тому пример — Савва Мамонтов (1841–1918), владелец железных дорог, основатель Московской частной русской оперы и знаменитой творческой колонии в подмосковной усадьбе Абрамцево. Портрет мецената, исполненный выдающимся шведским мастером Андерсом Цорном, украшал вестибюль Ярославского вокзала, оформленного абрамцевскими художниками.
Первые московские коллекции западного искусства сложились в начале 1880-х. Интерес их владельцев к пленэрной живописи, ориентализму, сюжетам из современной жизни и костюмному жанру способствовал тому, что в этих ранних собраниях были представлены произведения мастеров разных направлений и школ, отобранные прежде всего по критерию художественного качества.
Одна из лучших коллекций принадлежала крупному сахарозаводчику Павлу Харитоненко (1853–1914), который собрал в своем московском особняке произведения европейской живописи — от французского романтизма и барбизонской школы до работ модных салонных художников рубежа XIX и XX столетий. Лирические пейзажи Камиля Коро, Жюля Дюпре и Диаза де ла Пеньи подготовили московскую публику к восприятию современной живописи, а фантазийный историзм в духе костюмированных портретов Франца фон Ленбаха позволял погрузиться в поэтику воображаемого мира.
Во второй половине 1890-х в Москве формируется новое поколение коллекционеров. Их интересы стремительно эволюционируют в сторону современного искусства, но в то же время ранние приобретения таких выдающихся знатоков живописи модернизма, как Сергей Щукин и Михаил Морозов, свидетельствуют об их глубокой связи с традициями московского собирательства.
Представитель крупнейшего в России клана купцов и промышленников, коллекционер и меценат Михаил Морозов (1870–1903) покровительствовал русским художникам, но приобретал и полотна европейских мастеров. В его особняке произведения Валентина Серова и Михаила Врубеля соседствовали с пугающими современников работами постимпрессионистов. Но были среди них и уже полюбившиеся русской публике картины Коро, а также пейзаж финского живописца Аксели Галлен-Каллелы, чьи работы произвели фурор в Париже.
В 1890-е, когда Сергей Щукин (1854–1936) увлекся современной живописью, вкусы и приоритеты московских собирателей были уже сформированы. Неудивительно, что в коллекции будущего обладателя блестящего собрания французского модернизма оказались полотна «умеренных» Мориса Лобра и Эжена Каррьера, картина англичанина Фрэнка Брэнгвина и целых три работы норвежца Фрица Таулова.
Младший брат Михаила Иван Морозов (1871–1921) занялся коллекционированием уже в начале ХХ века. Он охотно покупал произведения художников разных направлений: пейзаж «тихого импрессиониста» Альбера Лебура, работы пуантилиста Поля Синьяка, экспрессивную живопись фовистов, в частности Жана Пюи, и Луи Вальта, близкого к фовизму. Иван Морозов принадлежал к числу тех редких российских коллекционеров, что собирали в начале ХХ века скульптуру современных европейских мастеров. В его доме можно было увидеть 27 пластических произведений зарубежных авторов. Первыми приобретениями в коллекцию стали произведения Аристида Майоля. Особый интерес Морозов проявил к работам скульпторов, перенявших технику фактурной лепки знаменитого Огюста Родена — среди них Карл и Рут Миллес, Бернхард Хётгер. Помимо того, коллекционером были приобретены два произведения Камиллы Клодель, помощницы и ученицы Родена.
Скульптуры Огюста Родена, Карла и Рут Миллес, а также Паоло Трубецкого приобретал и Михаил Рябушинский (1880–1960) — представитель знаменитого московского семейства, занимавшегося торговым и банковским делом. Покидая Москву после революции 1917 года, он спрятал в тайнике часть произведений, которые были обнаружены спустя несколько лет.