Губернаторский дом построен по указу Александра I в 1821–1823 годах по проекту архитектора П. Я. Панькова как императорский путевой дворец и официальная резиденция ярославских губернаторов.
В стенах Губернаторского дома размещена экспозиция «Русское искусство XVIII–XX веков». Картины Айвазовского, Левицкого, Брюллова, Репина, Саврасова, Шишкина, Левитана, Коровина, полотна мастеров русского авангарда, советское официальное и альтернативное искусство, а также произведения современных авторов.
Экспозицию продолжает Губернаторский сад, который открыт с мая по октябрь. Вокруг тенистых аллей – пластика современных российских
и зарубежных скульпторов. Кроме того, здесь проводятся музыкальные вечера и фестивали.
Митрополичьи палаты построены в 1680-е годы ростовским митрополитом Ионой Сысоевичем, знаменитым строителем Ростовского кремля. Палаты были расположены на территории митрополичьего двора ярославского кремля. На протяжении истории в здании располагались как церковные, так и гражданские учреждения.
Сейчас в здании располагается экспозиция древнерусского искусства Ярославского художественного музея. Представлены иконы XIII–XVII веков, в том числе уникальный домонгольский памятник, произведения ярославской иконописной школы, иконы Семёна Спиридонова Холмогорца и Фёдора Зубова.
Летом 1705 года в Митрополичьих палатах состоялось «рассуждение» митрополита Димитрия Ростовского с ярославцами о бороде и указе Петра I о брадобритии, устанавливающем пошлину за ношение бороды в зависимости от сословного положения и благосостояния. Димитрий Ростовский убеждал ярославцев подчиниться указу, он говорил, что «образ и подобие Божие не на лице, а в душе человеческой». Это событие легло в основу выставочного проекта «Спор о бороде» – в нем мультимедийные технологии сочетаются с подлинными произведениями искусства.
Как пройтиМузей зарубежного искусства расположен в двухэтажном особняке на Советской площади, построенном в первой трети XIX века.
Здание является ярким образцом городской жилой постройки в стиле зрелого классицизма.
При возведении дома, возможно, использовался один из «образцовых» проектов из «Собрания фасадов для частных строений в городах Российской империи» 1809 года.
Сейчас здесь можно увидеть западноевропейское искусство XVI – начала XX веков и искусство Востока XVIII – начала XX столетий. Тему экспозиции продолжает сад, находящийся рядом с домом, в котором произрастают нехарактерные для средней полосы – сакура, спиреи, маньчжурский абрикос.
Как пройтиНа Ильинской (Советской) площади в 1810-е был построен небольшой двухэтажный дом, который задумывался как часть усадьбы – северный флигель. До 1831 года владельцем был князь Д. М. Урусов.
Дом принадлежал дворянке Н. Н. Власьевой. В это время северный флигель было решено превратить в главный дом. К уже существующему строению добавлена равная ему пристройка. Главный фасад особняка получил оформление в стиле классицизма. Его основные элементы дошли до нашего времени.
Дом принадлежал А. И. Перцеву, часть помещений особняка сдавалась. На главном фасаде появился балкон на ажурных чугунных кронштейнах, со двора был надстроен мезонин.
Деревянный двухэтажный дом с мезонином, снаружи богато декорированный резьбой, построен в конце XIX века местным пароходчиком Рябининым. Находится в селе Рыбницы Некрасовского района Ярославской области.
Экспозиция рассказывает о жизни и творчестве Александра Михайловича Опекушина. Он родился в Ярославской губернии – в простой крепостной крестьянской семье. Благодаря таланту, упорству и трудолюбию добился звания академика. Опекушин – автор самого знаменитого памятника Александру Пушкину, который находится в Москве.
Это единственный в России музей, который посвящен жизни и творчеству великого скульптора.
Как пройти