Коллекции

Древнерусское искусство

Коллекция иконописи Ярославского художественного музея включает около 2000 произведений XIII – начала XX вв.

Она формировалась из икон, спасенных из храмов, которые были разрушены в Ярославле в 1918 году в ходе подавления антибольшевистского восстания. Крупные поступления икон отмечались в 1929–1931 гг. при массовом закрытии действующих церквей. Именно в те годы сложилось ядро древнерусской коллекции музея. Впоследствии собрание икон увеличивалось за счет экспедиций, закупок, частных пожертвований.

В 1950-е годы часть икон музея была передана в Государственный Русский музей, Саратовский Художественный музей им. А.Н. Радищева, Куйбышевский (Самарский) художественный музей, Орловскую картинную галерею, Ульяновский художественный музей.

В наши дни, благодаря многочисленным выставкам и публикациям, коллекция икон Ярославского художественного музея хорошо известна специалистам и любителям древнерусской живописи. Гордостью собрания являются домоногольская икона «Спас Вседержитель» начала XIII в., икона «Богоматерь Толгская» конца XIII – начала XIV в., подписные датированные иконы Семена Спиридонова Холмогорца и Федора Зубова, образы ярославских иконописцев XVII века – «золотого века» местного иконописания. Ярким самобытным художественным явлением являются иконы ярославских мастеров Нового времени.

Фонд Декоративно-прикладного искусства культового назначения состоит из трех самостоятельных коллекций – Скульптура, Прикладное искусство и Мебель. В настоящее время он насчитывает около 600 произведений культового назначения, выполненных из разных материалов и в разных техниках. Это – произведения деревянной резьбы (скульптура, фрагменты иконостасной резьбы, деревянные киоты для икон), резьбы по камню и перламутру, меднолитая пластика, эмали, шитье (шитые оклады), небольшая коллекция церковных облачений и тканей, памятники художественной обработки металла (богослужебная утварь, оклады от икон), стекло и фарфор (подвесные лампады), коллекция пасхальных яиц, а также предметы личного благочестия (шитые иконы, нательные кресты, паломнические реликвии). Фонд формировался поступлениями из Государственного музейного фонда, закупками, дарами частных лиц, передачами из УВД. Самое крупное коллекционное пополнение поступило в 1987 г. из собрания Виктора Владимировича Ашика (Ленинград).

Древнейшие произведения в коллекции – два резных белокаменных креста, датированных 1512 г. и 1528 г. из г. Романово-Борисоглебска (ныне Тутаева). Самое раннее произведение скульптуры – «Николай Можайский» ХVII в. Большую часть коллекции составляют произведения меднолитой пластики – около 200 произведений XVII-XX вв. Редкую часть собрания составляют 16 произведений резного перламутра, происходящие из разных художественных центров, в том числе паломнические реликвии из Святой земли.

Произведения

София Премудрость Божия.
Богоматерь Хлыновская.
Архангел Михаил лоратный.
Христос и самарянка.
Рождество Богоматери.
Богоматерь Прежде Рождества Дева.
Илья пророк в пустыне.
Евангелист Матфей со сценами жития.
Симеон Богоприимец.
Cпас Смоленский.
Похвала Богоматери с клеймами Акафиста.
Воскресение с Сошествием во ад.
Богоматерь Корсунская.
Сретение.
Благовещение.
Происхождение Честных Древ Креста.
Распятие.
Архидиакон Cтефан.
Николай Чудотворец с клеймами жития.
«Богоматерь Толгская»
«Рама с изображением святых ярославских князей Василия и Константина и клеймами чудес Богоматери и чудотворных Богородичных икон»
«Воскресение с Сошествием во ад»
«Крест поклонный»
«Святитель Hиколай Можайский»
«Царские врата»
Складень трехстворчатый «Деисус»
Дробница «Спас Вседержитель»
Икона «Рождество Христово»
Корзина
{{ ELEMENTS.length }}