Коллекции

Рисунок

В Ярославском художественном музее хранится более 19 тысяч работ на бумаге, из них 11 тысяч – рисунок и акварель. В творчестве любого художника – живописца, скульптора, архитектора – графика всегда занимает большое место как самый быстрый способ фиксации мысли и решения художественных задач. Не говоря уже о многообразии видов и форм изобразительной продукции художников, которые избрали графику главным поприщем своей деятельности.

Коллекция формировалась на протяжении всей истории существования музея с 1919 года за счет поступления из собраний Государственного музейного фонда Москвы и Петрограда, местных дворянских усадеб Михалковых, Карновичей, Голициных. Впоследствии собрание активно пополнялось поступлениями от частных лиц, художников, Союза художников, Министерства культуры.

Наиболее ярким событием 1980-х годов стало приобретение частной коллекции известного ленинградского коллекционера В.В. Ашика, которая, влившись в собрание музея, способствовала его значительному количественному и качественному росту.

В настоящее время собрание представляет фактически антологию русского искусства XVIII — начала XXI века. Наиболее интересными комплексами являются рисунки и акварели первой половины XIX века: камерный дворянский портрет О.Г. Кипренского, П.Ф. Соколова, В.И. Гау, М.И. Теребенева, А. Молинари и других авторов. Коллекция полно отражает творчество всех участников объединения «Мир искусства»: А.Н. Бенуа, К.А. Сомова, Л.С. Бакста, Е.Е. Лансере, М.В. Добужинского, И.Я. Билибина, С.В. Чехонина. Это станковые листы, наброски и эскизы для известных композиций, сценография, книжные иллюстрации.

Можно выделить большие монографические комплексы работ Е.Д. Поленовой, А.Н. Бенуа, С.В. Чехонина и других художников. В собрании более 40 графических листов Б.М. Кустодиева. Среди них первоклассные по художественному качеству рисунки: «Натурщица под одеялом» 1915, «В бане (Русская Венера)» 1921, «Портрет Ф.И. Шаляпина» 1921. Художник любил повторять удачные композиции, превращая каждый вариант в самостоятельный шедевр.

Искусство авангарда начала ХХ века представлено отдельными яркими работами Н.С. Гончаровой, В.В. Кандинского, А.В. Лентулова, Л.С. Поповой, А.М. Родченко, А.А. Экстер.

Значительную часть собрания составляет русская довоенная графика. В ней особое место (более 2000 единиц) занимают рисунки и акварели уроженца Ярославля М.К. Соколова (1885–1947). Музей хранит основную часть творческого наследия этого неповторимого мастера, ставшее одним из «брендов» музея.

Графика второй половины ХХ — начала XXI веков комплектовалась в последние годы наиболее активно. В основном работами художников Москвы, Петербурга, Ярославля, самых разных направлений — от традиционного до современного и актуального. Как правило, это дары авторов, владельцев, наследников, которым музей выражает искреннюю признательность за поддержку в формировании коллекции.

Произведения

Балерина. Эскиз к постановке испанских танцев.
Композиция.
Святой Себастьян.
Бульдог Гюгю. Набросок к картине «Портрет Ф.Ф. Юсупова».
Ярилина долина. Эскиз декорации к опере Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка».
Комната художника.
Волга между Нижним Новгородом и Казанью. Село Бармино.
Завтрак детей. Райки.
Хома Брут с ведьмой на плечах. Иллюстрация к повести Н.В. Гоголя «Вий».
Старый еврей.
Зевин. Скалы у старой турецкой крепости.
Натурщица под одеялом.
Старики крестьяне. Эскизы костюмов к опере М.И. Глинки «Жизнь за царя.
Извозчики в кабаке.
Эскиз.
Портрет М.В. Бабенчикова.
Портрет женщины с лорнетом.
Венеция.
Любовное письмо. Силуэт для почтовой бумаги Общины святой Евгении Красного Креста.
Портрет А.К. Бенуа и письмо Е.С. Кавос (Поздравление четы Бенуа с рождением сына).
Корзина
{{ ELEMENTS.length }}