Коллекции

Гравюра и печатная графика

Коллекция печатной графики Ярославского художественного музея насчитывает более 8 тысяч листов, включая русскую и зарубежную гравюру, литографию, плакат. Она комплектовалась на протяжении всей истории существования музея с 1920 года, значительно быстрее других видов искусства. Важным источником стали централизованные передачи из Государственного музейного фонда Москвы в 1924, 1925, 1926 и 1927 годах. Поступившие работы представляли собой первоклассные образцы классической русской, французской, немецкой, английской гравюры XVII — XIX века: Работы И.Ф. Зубова, С.Ф. Галактионова, Н.И. Уткина, И.В. Ческого, А.Г. Ухтомского, И.И. Шишкина, Жака Калло, Стефано делла Белла, Ж.-Ф. Боварле, Д.-Б. Пиранези, И. Ридингера, Ф. Бартолоцции, С. Рейнольдса, Дж. Т. Уилмора, Д. Гилрея.

Работы поступали также из местных собраний: Ярославского художественного общества, Ярославской духовной семинарии, Ярославской губернской ученой архивной комиссии, Ростовского музея церковных древностей, бывшего Великосельского и Даниловского музеев Ярославской губернии. Так, из Даниловского музея в 1926 году поступил комплекс предметов, в том числе интересные ансамбли работ европейских художников. Это полный комплект — 15 офортов 1666–1694 годов гравера Жана Песне (Пенны) по рисункам итальянского живописца XVII века Гверчино, передающих манеру свободного динамичного рисунка болонского мастера. Типом топографического издания является альбом «Виды Амстердама» 1760–1783 годов — 67 листов, выполненных командой голландских граверов и представляющих собой увлекательный рассказ о природе, экономике, архитектуре, занятиях голландцев в XVIII веке.

В Художественную галерею попадали также гравюры из бывших дворянский имений губернии. Из имения графов Мусиных-Пушкиных Мологского уезда передано более ста листов, в том числе гравированные портреты членов семьи и собрание портретов военной галереи Зимнего дворца (по оригиналам Дж. Доу).

Ряд работ был приобретен галереей в 1920-е годы у частных лиц: гравюры Жака Калло, Д.-Н. Ходовецкого, В.В. Матэ.

Многие листы местного происхождения имеют на обороте штампы Ярославской губернской чрезвычайной комиссии (секретно-оперативного отдела). С 1918 года в русле мер нового правительства «против расхищения художественных ценностей» произведения, изымаемые из частных национализированных коллекций, аккумулировались в местной Губ. ЧК, а затем передавались во вновь организованные музеи. Благодаря этим мерам, произведения не пропали в то смутное время.

С тех пор коллекция выросла за счет поступлений от авторов, наследников, коллекционеров, передач от Министерства культуры. Но произведения, легшие в ее основу в 1920-е годы, по сей день остаются самой ценной частью собрания старой гравюры XVII — XIX века.

Произведения

Портрет Зинаиды Гиппиус.
Портрет Э.К. Мусиной-Пушкиной. По акварели В.И. Гау 1849 года.
Актеры в ролях Окома – дочь Мантё и Маса (левый лист триптиха).
Похороны. Из серии «Быт старых евреев (Былое)».
Композиция. Из альбома «Гравюры Родченко».
Двойной портрет.
Застолье, нарушенное дамой. По рисунку Браунлоу Норта.
Мальчики, катающиеся на коньках. По оригиналу Джорджа Морланда.
Бобовый король. С картины Якоба Йорданса «Король пьет».
Внешний вид ворот Гарлем (Харлеммерпорт) в Амстердаме. Лист из альбома «Виды Амстердама».
Амур, посаженный на цепь Грациями. По оригиналу Франсуа Буше.
Адам и Ева в раю. Из одноименной серии.
Триумф Галатеи. По оригиналу Рафаэля.
Смерть несет молодую женщину. Из серии «Пять смертей».
Три гения. По оригиналу А. Дюрера.
Лесной ручей.
Алексей Петрович Ермолов. По оригиналу Дж. Доу.
Вид Марли и Золотой горы со стороны Парнаса в Петергофе. По оригиналу С.Я. Щедрина.
Вид крепости города Павловска со стороны озера. По оригиналу С.Я. Щедрина.
Петр I на коне (Петр Великий, отец отечества, император всероссийский).
Корзина
{{ ELEMENTS.length }}